Зажигание раннее или позднее, способы регулировки зажигания на автомобиле

От корректности установки момента зажигания зависит экономичная и нормальная работа мотора. Поэтому данное мероприятие является одним из наиболее важных процессов по настройке силового агрегата. Неправильно установленное зажигание (как в сторону увеличения угла опережения, так и в сторону его уменьшения) фактически сразу же может отрицательно отразиться на работе мотора. Поэтому к данной операции необходимо относится с особым трепетом и вниманием, чтобы не допустить возникновения позднего или раннего зажигания. Об этом далее в статье.

Зажигание авто, устройство и принцип действия

Предназначение системы зажигания — воспламенение воздушно-топливной смеси бензинового мотора. Воспламенение смеси осуществляется от искры, поэтому по-другому систему еще называют — искровая система зажигания. В зависимости от метода управления процессом зажигания существуют такие вариации систем зажигания — электронная (микропроцессорная), бесконтактная (транзисторная), контактная.

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

В контактной системе управление накоплением, а также распределение электроэнергии по цилиндрам производится с помощью механического устройства — прерывателя-распределителя. Последующим развитием данной системы зажигания стала транзисторная контактная система, первичная цепь катушки зажигания которой предусматривает использование транзисторного коммутатора.

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

По сравнению с контактной системой, в бесконтактной системе зажигания для осуществления управления накоплением энергии применяется транзисторный коммутатор, который взаимодействует с бесконтактным импульсным датчиком. Транзисторный коммутатор в этой системе играет роль прерывателя. Что касается распределения тока высокого напряжения, то оно производится с помощью механического распределителя.

bitaya-1024x3911

В электронной системе применяется электронный блок управления, при помощи которого осуществляется управление процедурой накопления и распределения электроэнергии. В ранних конструкциях данной системы электронный блок одновременно производил управление системой впрыска топлива и системой зажигания (так называемая электронная система зажигания и впрыска). На сегодняшний день управление зажиганием входит в систему управления мотором.

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Однако, не смотря на конструкционные различия, можно выделить совместное устройство системы зажигания:

  1. Свечи зажигания.
  2. Высоковольтные провода.
  3. Устройство распределения энергии (электронный блок управления или механический распределитель).
  4. Накопитель энергии (то есть катушка зажигания).
    004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555
  5. Устройство, управляющее накоплением энергии (в различных системах зажигания данную роль выполняет электронный блок управления, транзисторный коммутатор или прерыватель).
  6. Выключатель зажигания.
  7. Источник питания (аккумуляторная батарея и автомобильный генератор).

Работа системы зажигания предусматривает следующие этапы:

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

  1. Накопление электроэнергии.
  2. Преобразование энергии.
  3. Распределение этой энергии.
  4. Образование искры.
  5. Воспламенение воздушно-топливной смеси.

Раннее и позднее зажигание, что это означает

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Раннее зажигание отличается тем, что процедура сгорания дизельного горючего заканчивается еще до того момента, как поршень придет в требуемую ему позицию. Площадь, при этом, находящаяся внутри петли, считается эквивалентной в отношении к отрицательной работе. А связано это с тем, что во время сжатия газов, процесс горения которых уже произошел, тратится больше сил, нежели появляется после их расширения.

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Позднее зажигание является не менее опасным, чем раннее. Его главная особенность в том, что процедура горения смеси производится при повышенном уровне объема и сниженном уровне давления в цилиндре. В данной ситуации смесь в цилиндре догорает в течение всего процесса расширения.

Признаки раннего зажигания

  1. Чрезмерная детонация (разрушение шатунов, дефект поршня).
  2. Хорошо слышимый стук в силовом агрегате (повышенный износ).
  3. Увеличенный расход топлива.
  4. Потеря мощности (особенно заметная на небольших оборотах).

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Признаки позднего зажигания

  1. Перегрев двигателя (его может вообще заклинить).
  2. Повышенный расход топлива.
  3. Плохой запуск (в результате чего страдает аккумулятор).
  4. Потеря мощности.

Угол установки зажигания, признаки неправильного угла зажигания

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

  1. Детонация.
  2. Выстрелы в карбюратор или в глушитель.
  3. Перегрев.
  4. Провалы при нажатии на педаль газа.
  5. Слабый холостой ход.
  6. Снижение уровня мощности и приемистости.
  7. Увеличенный расход топлива.
  8. Проблемы с пуском.

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Изменения угла зажигания, какие последствия эксплуатации автомобиля с неправильным зажиганием

Слишком раннее или позднее зажигание является симптомом прекращения нормальной работы двигателя. Чтобы мотор мог давать требуемую силу, искра в цилиндр должна поступать только тогда, когда вся мощь безвоздушной консистенции, сжатая в это время в цилиндре, могла бы быть использована в максимальной степени.

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Если подать искру в ненужное время, консистенция воспламенится или очень рано (в данном случае определенная часть энергии будет действовать вопреки движений поршня), или очень поздно (в данном случае определенная часть энергии выйдет посредством выхлопной трубы). По этой причине автовладелец обязан различать симптомы раннего и позднего зажигания, а также предупреждать появление данного явления.

Какой должен быть угол опережения зажигания, корректировка угла на холостом ходу

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Угол опережения зажигания должен быть оптимальным, то есть не слишком ранним и не слишком поздним. Регулировка момента зажигания на холостом ходу происходит следующим образом (двигатель, при этом, обязательно должен быть прогрет):

  1. Ослабляем гайку, которая фиксирует корпус трамблера, после чего он начинает медленно вращаться в различные стороны.
  2. В позиции, в которой обороты мотора будут наиболее максимальными, необходимо попробовать «погазовать». Если во время резкого нажатия на педаль не будет никаких выстрелов, хлопков и перебоев, а обороты будут стремительно ускоряться, значит требуемое положение найдено.
  3. От данной точки проверните корпус распределителя на один-два градуса по часовой стрелке, а затем зажмите его фиксатор. Последний пункт необходимо выполнить, чтобы зажигание было не слишком «ранним», в результате чего создается излишнее сопротивление вращению коленвала.

Стробоскоп, для чего используют

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

Главное предназначение автомобильного стробоскопа — регулировка угла опережения зажигания. Кроме того, стробоскоп используют для проверки угла опережения. В наше время изготавливают массу разновидностей профессиональных автомобильных стробоскопов. Однако, можно сделать и самодельное устройство.

Настройка зажигания по стробоскопу, пошаговая инструкция

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

  1. В первую очередь с помощью ключа на «13» необходимо ослабить затяжную крепежную гайку стопорной пластины распределения зажигания.
  2. Далее подключаем стробоскоп к аккумуляторной батарее — к «плюсовой» клемме подсоединяем требуемый зажим прибора (с отметкой «плюс»), а массу присоединяем к «минусовой» клемме.
  3. Если в системе присутствует трамблер вакуумного регулятора опережения, значит нужно разобрать вакуумный шланг.
  4. Затем необходимо сосредоточить на шкиве свет от устройства.
  5. Теперь следует запустить силовой агрегат и обеспечить количество оборотов приблизительно 820-900 в минуту.
    004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555
  6. В процессе работы стробоскоп будет излучать вспышки света заданной частотой, что позволит вам взглянуть на отметку на шкиве, которая не будет перемещаться.
  7. После этого необходимо обернуть корпус распределителя таким образом, чтобы данная отметка на шкиве была на одном уровне со средним делением на крышке.
  8. Ну и последнее, что следует сделать — затянуть крепежную гайку пластины прерывателя-распределителя.

Настройка зажигания по контрольной лампочке

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

  1. Проворачиваем коленчатый вал таким образом, чтобы метка шкива совпадала с требуемой меткой на крышке ГРМ, а бегунок прерывателя-распределителя зажигания указывал на высоковольтный провод первого цилиндра.
  2. Далее нужно ослабить гайку, которая фиксирует корпус трамблера.
  3. Затем один провод контрольной лампы на 12 В подключаем к проводу, который идет к катушке зажигания от трамблера, а другой — к «массе» транспортного средства.
  4. Обязательно включаем зажигание.
    bitaya-1024x3911
  5. После этого вращаем корпус трамблера по часовой стрелке, пока не погаснет лампочка.
  6. Затем медленно поворачиваем трамблер в другую сторону, то есть против часовой стрелки.
  7. Фиксируем позицию трамблера, при которой загорается контрольная лампочка.
  8. Затягиваем крепежную гайку прерывателя-распределителя.

Настройка зажигания по искре, по качеству работы двигателя

004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555

  1. Проворачиваем коленчатый вал таким образом, чтобы метка шкива совпадала с требуемой меткой на крышке ГРМ, а бегунок прерывателя-распределителя зажигания указывал на высоковольтный провод первого цилиндра.
  2. Далее нужно ослабить гайку, которая фиксирует корпус прерывателя-распределителя зажигания.
  3. Извлекаем из крышки трамблера центральный высоковольтный провод, а его контакт располагаем на расстоянии пять миллиметров от массы транспортного средства.
  4. Включаем зажигание.
    bitaya-1024x3911
  5. По часовой стрелке поворачиваем корпус прерывателя на двадцать градусов.
  6. Медленно вращаем трамблер в другую сторону.
  7. Фиксируем позицию трамблера, при которой между «массой» и контактом центрального провода проскакивает искра.
  8. Затягиваем крепежную гайку прерывателя.
Диагностика угла опережения
Диагностика угла опережения

Совет профи, как проверить качество настройки угла опережения зажигания (уоз)

Чтобы проверить, правильно ли настроен угол опережения зажигания, необходимо руководствоваться следующими признаками:

  1. В работе прогретого силового агрегата не должно ощущаться никаких «провалов» на холостом ходу.
    004-1knuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuug-arrrrrrrrrrrvl75959495555555555555555555555555555
  2. Короткая детонация (примерно 3-5 секунд) присутствовать должна, если надавить на педаль газа резким движением, движение при этом должно происходить на наиболее ровном участке дорожного покрытия при четвертой передаче и скорости передвижения примерно 50 километров в час. То есть должно быть слышно стук пальцев. Если этого не происходит, значит зажигание слишком позднее. Если же данное явление наблюдается, однако никак не проходит, то зажигание слишком раннее.

Комментарии