Амортизаторы подвески, как заменить амортизаторы подвески своими руками

Амортизаторы — неотъемлемая часть любого современного транспортного средства, обеспечивающая водителю плавность движения и отсутствие в салоне тряски. Однако элементы подвески со временем способны выходить из строя, из-за чего неровности дорожного полотна начинают досаждать еще больше. От состояния и работоспособности амортизаторов зависит не только комфорт, а и безопасность водителя и пассажиров. Своевременная замена амортизаторов, отработавших свое, является важным шагом к обеспечению оптимальных условий эксплуатации транспортного средства. Для выполнения данной процедуры необязательно обращаться к специалистам, при желании можно выполнить работу самостоятельно. Об этом далее в статье. 

Амортизаторы подвески, зачем они нужны

Даже начинающие автомобилисты знают, что в транспортном средстве есть рессоры и пружины. Казалось бы, этого достаточно для нивелирования колебаний при езде. Но особенность конструкции (работа только в одном направлении) не позволяет обеспечить наибольшую плавность. Для этого и нужны амортизаторы, которые, благодаря своей современной конструкции, эффективно «гасят» качку. Главной задачей амортизаторов является должное удержание колес транспортного средства в тесном контакте с дорожным покрытием. Кроме того, они нужны для гашения толчков и ударов, которые в ходе езды получает корпус транспортного средства через колеса.

Устройство и принцип работы амортизатора

Самым доступным и простым является двухтрубный амортизатор, который представляет собой 2 цилиндра. Один из этих цилиндров помещен внутрь другого. Рабочее вещество — амортизаторное масло, которое при помощи поршня, находящегося во внутреннем цилиндре, прокачивается посредством специальных отверстий с одного цилиндра в другой. Данные отверстия находятся как в поршне, так и во внутреннем цилиндре. Так мы имеем два рабочих объема, где происходит попеременная прокачка масла зависимо от хода поршня (вниз или вверх). В ходе данной перекачки энергия колебаний превращается в тепло. Поршень крепится на штоке амортизатора. Рабочее положение для таких амортизаторов — вертикальное.

Преимуществами такого типа является его простота, ремонтопригодность, ценовая доступность. К недостаткам можно отнести возможность перегрева и вспенивания рабочего вещества в условиях интенсивной работы на очень неровном дорожном полотне при езде на высокой скорости.

В однотрубной конструкции, как правило, применяется газ под достаточно высоким давлением до тридцати атмосфер. Он отделен от поршня и амортизаторного масла еще одним плавающим поршнем. Отверстия для перекачки масла есть исключительно в рабочем поршне. Вследствие этого в такой конструкции уменьшается вес и габариты. Он лучше охлаждается за счет отсутствия наружной рубашки. Лучше «держит» дорогу, обладает отличными эксплуатационными качествами. Тип установки для них не имеет значения. Могут монтироваться штоком вниз.

Однако любое наружное повреждение цилиндра способно повлечь за собой заклинивание поршня и выход амортизатора из строя. Кроме того, они чувствительны к температурам внешней среды. Высокие температуры приводят к увеличению давления газа, из-за чего увеличивается жесткость хода. Низкие температуры, напротив, способствуют увеличению мягкости хода.

Признаки неисправности передних и задних амортизаторов

Замена амортизаторов всегда необходима в следующих случаях:

  1. Из амортизатора подтекает масло.
  2. На опорах пружин амортизаторов есть явные следы коррозии.
  3. Коррозия штока поршня амортизатора — прямая причина выхода сальника из строя, а, следовательно, утечки масла.
  4. Деформация корпуса амортизатора влечет за собой замедление или блокирование движения поршня амортизатора.

Существует ряд факторов, обуславливающих потребность замены амортизаторов:

  • Ускоренный износ шин.
  • «Приседание» автомобиля в условиях торможения с увеличением тормозного пути.
  • Наличие нехарактерных звуков при преодолении неровностей.
  • Тряска при езде.
  • Большие заносы при поворотах.
  • Ухудшение управляемости.
  • «Шатание» транспортного средства.
  • Истечение указанного изготовителем срока эксплуатации.

Почему амортизаторы лучше менять парами

Производители амортизационных стоек и элементов подвески советуют менять амортизаторы только парами. Ни одна компания по изготовлению амортизаторов не даст вам никакой гарантии на стойку, если вы заменили только один амортизатор. Это обусловлено тем, что если в автомобиле с одной стороны установлен изношенный старый амортизатор, а с другой вы установили новый, транспортное средство станет креном, фактически вся нагрузка придется на новый амортизатор, из-за чего он довольно быстро выйдет из строя. Помимо этого, в условиях такой замены поведение автомобиля при резком торможении и маневрах становится абсолютно непредсказуемым.

Почему новые амортизаторы перед установкой нужно прокачать

Поскольку амортизаторы хранят в горизонтальном положении, газ в двухтрубных амортизаторах попадает из внешнего цилиндра во внутренний. Данный газ никак не способен навредить штоку или амортизатору при хранении, пока стойка не установлена на транспортное средство. Но если перед установкой не выгнать его из внутреннего цилиндра, амортизатор не будет корректно работать, также это может послужить причиной стуков, провалов в амортизаторе и выходов клапанов из строя. Поэтому двухтрубные амортизаторы необходимо обязательно прокачать перед установкой.

Как прокачать новый амортизатор

Прокачиваются двухтрубные амортизаторы следующим образом:

  1. Переворачиваем амортизатор штоком вниз, плавно сжимаем почти до упора и фиксируем его в таком положении на две-три секунды.
  2. Далее переворачиваем амортизатор в сжатом состоянии обратно штоком вверх, держим в сжатом состоянии три-пять секунд и плавно разжимаем шток.
  3. Опять переворачиваем амортизатор штоком вниз, ждем две-три секунды и повторяем предыдущие операции три-пять раз.
  4. Когда прокачка закончена, амортизатор должен все время находится в вертикальном положении (обязательно штоком вверх) вплоть до монтажа на транспортное средство, а также в ходе монтажа.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

Большинство инструментов, которые потребуются для замены амортизаторов, найдутся в любом автомобиле и гараже: домкрат, отвертки, ключи, монтировка и так далее. Из специфического — только устройство для снятия пружин подвески. Оно являет собой вертикальную ось с «крючками» для зацепления мощной пружины и резьбой.

Техника безопасности при замене амортизаторов

Очень важно надежно зафиксировать автомобиль перед выполнением работ по замене амортизаторов, во избежание плачевных последствий.

Как заменить передний амортизатор своими руками (пошагово)

  1. Вывешиваем колесо.
  2. Надежно фиксируем транспортное средство.
  3. Откручиваем болты, которыми амортизационная стойка крепится к поворотному кулаку.
  4. С помощью монтировки или съемника снимаем рулевой наконечник.
  5. Отсоединяем тормозной шланг.
  6. Откручиваем крепежные гайки амортизационной подушки.
  7. Извлекаем из арки стойку в сборе.
  8. С помощью специального устройства стягиваем пружину, пока она не освободит опорную чашу.
  9. Откручиваем центральную гайку амортизатора.
  10. Снимаем пылезащитник и стойку с пружиной, а также отбойник.
  11. Выполняем замену неисправного амортизатора.
  12. Установка нового амортизатора на автомобиль выполняется в обратном порядке.

Как заменить задние амортизаторы своими руками (пошагово)

Работы по замене амортизаторов на задней оси фактически идентичны с операциями по замене передних амортизаторов. Отличия заключаются в конструктивных особенностях задней части транспортного средства.

Перед подъемом задних колес поставьте машину на первую скорость и надежно зафиксируйте упорами. Колеса вывешиваются с помощью домкратов. Затем необходимо выполнить такие операции:

  1. Откручиваем крепежный болт амортизатора к мосту.
  2. Вытаскиваем втулку.
  3. Откручиваем гайку, которая сверху фиксирует амортизатор к кузову.
  4. Снимаем амортизатор.

Сборка выполняется в обратной последовательности:

  1. Крепим к корпусу новый амортизатор.
  2. Регулируем высоту таким образом, чтобы нижняя часть находилась в кронштейне на мосте.
  3. Установите втулку и затяните крепежный болт.

Почему после замены амортизаторов необходимо сделать развал-схождение колес

Как известно, любое вмешательство в ходовую часть транспортного средства приводит к изменению углов установки колес и, как результат, изменению поведения автомобиля на дороге. Чтобы обеспечить хорошую устойчивость и управляемость транспортного средства передние колеса устанавливают под конкретным углом относительно компонентов кузова и подвески.

Так сход-развал необходимо регулировать после каждого ремонта и/или замены компонентов подвески. И замена амортизаторов не является исключением.

Советы профи

Стоит сказать, что данная методика описывает лишь общий ход проведения работ по замене амортизаторов. Каждый изготовитель в каждой модели старается внести конструктивные инновации в компоненты подвески и прочие узлы. Они, конечно, вносят свои коррективы и в порядок проведения работ. Подробное описание мероприятий по замене амортизаторов для определенного автомобиля можно найти в инструкции по его использованию.

Комментарии