Датчик износа тормозных колодок, виды датчиков, как заменить датчик своими руками

Исправная тормозная система является одной из важных составляющих безопасности при езде. Чтобы транспортное средство внезапно не лишилось тормозов, нужно постоянно осуществлять контроль над износом тормозных колодок — ключевого рабочего компонента всей системы. Об этом далее в статье.

Датчик износа тормозных колодок, где установлен, зачем он нужен

В современных автомобилях на сегодняшний день применяются тормоза фрикционного типа, которые срабатываются в результате силы трения. Взаимодействие между колодками и диском за счет их соприкосновения и влечет за собой торможение. Наиболее изнашиваемый компонент тормозного механизма — фрикционный слой тормозных планок.

Еще до недавнего времени автовладельцу приходилось самому контролировать остаточную толщину колодок. В наше же время, на многие автомобили, а точнее, на тормозные колодки, устанавливаются датчики износа тормозных колодок, которые существенно упрощают такой контроль. Подобные сигнализаторы, установленные на планке либо внутри нее, в условиях достижения фрикционным слоем серьезного износа, информируют о необходимости их замены.

Датчик тормозных колодок, сколько датчиков установлено на машине

В автомобилях может применяться разное количество датчиков износа тормозных колодок — от одного, вмонтированного на колодке одного из передних колес, и до четырех, вмонтированных на всех колесах (датчики при этом устанавливаются лишь на внешние колодки). Оптимальное решение — два датчика, один из которых монтируется на любое из передних колес, а другой — на любое из задних.

Датчик износа тормозных колодок механического типа

Несколько десятилетий для контроля над износом тормозных планок применяется несложное, однако эффективное решение — механический датчик. Его конструкция состоит из U-образной пружинящей стальной пластины, закрепленной одним концом на колодке. Другой ее конец находится перпендикулярно тормозному диску на расстоянии предельного износа фрикционного слоя.

Принцип действия данного датчика довольно прост:

  1. Когда фрикционный материал стирается до минимально допустимых значений, пластина соприкасается с диском, издавая специфический дребезжащий звук.
  2. Появление данного звука предупреждает автовладельца о потребности замены тормозных планок.

Конструктивное решение подобных сигнализаторов дает возможность устанавливать их лишь на дисковые тормозные системы.

Достоинства и недостатки механических датчиков

Некоторые изготовители не приклеивают механические сигнализаторы к металлической области планки, а пристегивают с помощью различных креплений. А учитывая наши дороги, подобное крепление способствует его потере во время езды.

Вторая проблема, не зависящая от сигнализатора — мелкий гравий и пыль, попадающие между диском и накладкой. Появляющийся при этом звук порой воспринимается как срабатывание датчика.

Датчик износа тормозных колодок электронного вида

Такими датчиками изготовители оборудуют все современные автомобили, считая их более надежными. Ведь с помощью таких сигнализаторов можно осуществлять контроль не только над полным износом тормозной колодки, а и над степенью амортизации фрикционного материала. Электронные датчики бывают двух типов:

  1. Внешние сигнализаторы — крепящиеся либо сбоку тормозной планки, либо в специально предназначенной выемке, что дает возможность при поломке произвести их замену.
  2. Интегрированные датчики — при производстве планок их запрессовывают внутрь фрикционного материала. В этом случае их замена невозможна.

Подобные датчики устроены довольно просто: в пластмассовом корпусе расположен сердечник. Чтобы не повредить тормозной диск, его изготавливают из мягких металлических сортов. С задней стороны датчика расположен разъем с отводным проводом.

Принцип работы таких сигнализаторов основывается на процессах, которые происходят в электрической цепи в условиях ее замыкания. Когда сердечник, во время износа планок и разрушения передней части корпуса, начинает прикасаться к диску, происходят такие же процессы. Происходит замыкание контактной цепи и загорание индикатора на панели приборов.

Результат работы интегрированных и внешних сигнализаторов слегка отличается по сигналу, появляющемуся на приборной панели:

  • Во время срабатывания внешнего датчика световой индикатор загорается тогда, когда толщина фрикционного материала достигнет критической отметки. Индикатор при этом постоянно будет гореть одним цветом.
  • При срабатывании интегрированного сигнализатора лампа индикатора будет менять цвет зависимо от износа тормозных колодок. Если толщина фрикционного слоя приблизится к критическим показателям, лампочка будет гореть желтым цветом. В случае, если фрикционный материал изношен полностью, лампа загорается красным цветом.

Достоинства и недостатки электронных датчиков

Как и любое сигнализирующее устройство, датчик, контролирующий износ, имеет определенные недостатки:

  1. Разъемы проводов не защищены от попадания на них грязи и влаги, что не редко приводит к замыканию контактов или их окислению.
  2. Провода, которыми они оборудованы достаточно тонкие и не редко рвутся и перетираются.
  3. Если погода дождливая, влага, которая попадает на фрикционный слой, способна поменять его сопротивление, что влечет за собой ложное срабатывание индикатора.

Стоит отметить, что даже в условиях обрыва провода, электронные датчики все равно укажут на износ накладок. В таком случае они сработают в качестве механических сигнализаторов — когда стержень датчика будет вплотную прижиматься к тормозному диску, возникнет специфический пищащий звук.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

  1. Домкрат.
  2. Баллонный ключ.
  3. Ветошь.

Замена датчика износа тормозных колодок электронного типа (пошаговая инструкция)

  • Поднимаем транспортное средство с помощью домкрата на пять сантиметров.
  • Откручиваем колесо.
  • Интегрированный датчик монтируется в тело башмака, а внешний сигнализатор находится сбоку ступицы. Крепежная система устройства выполняется на основе хомутов или пружинных зажимов, что дает возможность быстро произвести его замену.
  • Демонтируем старый датчик.
  • Тщательным образом очищаем все контакты.
  • Устанавливаем новый сигнализатор.
  • Чтобы обнулить показатели на бортовом компьютере, включите зажигание и подержите кнопку сброса километража несколько секунд нажатой.

Совет профи

Если датчик сигнализирует об износе тормозных колодок, автовладелец должен как можно быстрее заменить их, в противном случае последствия могут быть довольно печальными, так как безопасность на дороге напрямую зависит от исправности тормозной системы.

Как на Алиэкспресс найти и заказать нужные датчики и прочие автозапчасти и детали по сходной цене и бесплатной доставкой

  1. Переходим на сайт Алиэкспресс.
  2. Регистрируемся, для чего необходимо ввести в специальную регистрационную форму свой адрес электронной почты, имя и фамилию, после чего придумать и подтвердить пароль.
  3. Далее перейдите в свой профиль и заполните адрес доставки. Делается это только английскими символами.
  4. Возле строки категории в левой части сайта нажмите на ссылку «Смотреть все».
  5. Выберите категорию «Автомобили и мотоциклы».
  6. Нажмите на ссылку «Запчасти для авто».
  7. В левой части страницы под надписью «Смежные категории» выберите категорию «Датчики».
  8. Вбиваем в поисковую строку название искомого датчика, к примеру, датчик давления в шинах.
  9. Выбираем товары с бесплатной доставкой.
  10. Выбираем сортировку результатов по рейтингу продавца.
  11. На странице описания нужного датчика выбираем количество и нажимаем «Купить сейчас».
  12. Оплачиваем заказ.

Комментарии