Датчик расхода воздуха, что это такое, неисправности, советы по ремонту

Датчик расхода воздуха, он же датчик массового расхода воздуха (ДМР) устанавливается в автомобиле, для определения точного количества воздуха, необходимого двигателю автомобиля, для придания автомобилю нужной мощности. Так вот, в задачу датчика расхода воздуха, входит контроль заполнения цилиндров двигателя топливной смесь (бензин+воздух или солярка+воздух). Так как правильное соотношение воздуха и топлива в системе впрыска занимает важное место в обеспечении машины мощностью, датчик расхода воздуха быстро получил внедрение в устройство автомобилей. Расположен датчик расхода воздуха, между впуском и фильтром воздуха (воздушным фильтром).

Как работает датчик расхода воздуха

Чтобы обеспечить работу двигателя в правильном режиме, за один такт должно быть создано правильное соотношение массы бензина к массе воздуха — соотношение 1:14.

В случае невыполнения данной пропорции, нарушается режим оптимальной работы двигателя (двигатель может уменьшить мощность или увеличить расход топлива).

Перед датчиком расхода воздуха ставится задача, измерить объем поступившего воздуха и передать полученную информацию, бортовому компьютеру.

Бортовой компьютер, приняв информацию о поступившем воздухе, произведет мгновенный расчет необходимого количества топлива, которое нужно двигателю для эффективной работы.

Водитель, при помощи педали газа, может регулировать подачу воздуха, нажимая на педаль газа, вы увеличиваете подачу воздуха и если датчик расхода воздуха работает правильно, в двигатель будет подано больше топлива.

Опытные автомобилисты знают, что езда без рывков, уменьшает расход бензина, т.е. если вы не “рвете” педаль газа, вы не увеличиваете количество воздуха, а это соответственно, уменьшает расход бензина.

Рассмотрим конструкцию датчика расхода воздуха

Датчик расхода воздуха представляет из себя измерительную трубку, в которой находится тончайший платиновый провод, перед ним стоит дроссельная заслонка.

Работа данного устройства заключается на принципе постоянства температуры.

Модификаций датчиков расхода воздуха немало и определяет количество воздуха каждый датчик по своему методу.

Но, чтобы предотвратить загрязнение платинового провода, конструкторы, разработали установку в электронном блоке управления для поддержки функции накаливания провода.

За одну секунду, после отключения двигателя, поверхность платинового провода, получает нагрев до 1000*С, это позволяет платиновому проводу очиститься и удалить всю грязь.

При поломке, датчик расхода воздуха, починить очень сложно, скорее всего придется заменить его на новый, но умельцы всегда найдут выход из положения.

Как определить неисправность

На панельной доске управления, загораются неисправности и если вы следите, то вы можете понять, что у машины проблемы:

  • если на панели приборов загорелась надпись Check Engaie, машина предупреждает о поломки и возможно, что это неисправен датчик расхода воздуха;
  • если вы не чувствуете быстроты изменений в движении машины;
  • если повышается расход топлива;
  • если теряется мощность двигателя;
  • если появляются проблемы в работе двигателя.

Кроме вышеуказанного, водитель должен обратить внимание на работу датчика массового расхода воздуха и произвести очистку датчика, так как на поверхность воздушного фильтра, через вентиляцию двигательного картера, может попадать машинное масло, это приводит к неправильной работе датчика.

Разработчики датчиков, постоянно изобретают новое, для обеспечения устойчивой работы датчика, при разных температурных перепадах.

Автомобильный рынок предлагает около 50 разновидностей датчиков расхода воздуха.

Лопаточные датчики расхода воздуха

Трубка Пито является основой данного расходомера, в середине трубки находится тонкая пластинка.

Крепление пластины не жесткое, а мягкое.

Поток воздуха способен изгибать пластинку.

Потенциометр ведет постоянную регистрацию изгиба пластины и меняет показатели сопротивления.

Вся информация по изгибу пластины, поступает на блок управления, основываясь на этой информации, меняется и подача топлива.

Датчик расхода воздуха с термоанемометрическим измерителем

Наиболее распространенный вариант датчиков.

Термоанемометрический плёночный расходомер воздуха HFM 6
1 — электронный блок; 2- часть потока; 3 — защитная решетка; 4 — всасываемый воздух; 5 — измерительная трубка; 6 — чувствительный элемент

В конструкции теплообменника имеются две платиновые пластинки, через которые проводится ток.

Одна пластина является рабочей, другая — резервной.

Так как принцип работы датчика заключен в приведении обоих температур пластин в равное состояние, поток воздуха охлаждает более горячую пластину, старается сравнять обе пластины по температуре.

Нерабочая пластина попадает под действие большего тока, это показатель влияет на количество подачи бензина.

Если происходит проверка мультиметром, и он показывает низкий сигнал, значит датчик работает неисправно.

Проверка работы датчика расхода воздуха

Для того, чтобы проверить датчика и найти неисправность, необходимо произвести следующие действия:

  • выключить двигатель автомобиля;
  • отсоединить разъем подключения датчика, к бортовой системе;
  • включить двигатель, при этом система будет работать в аварийном режиме. Теперь неважно сколько подается воздуха, главное, как ведет себя дроссельная заслонка;
  • попробуйте проехать на машине, если при отключенном датчике, произошло улучшение динамики машины — возможно датчик неисправен.

Датчик расхода воздуха можно осмотреть визуально.

На поверхности датчика не должно быть никаких признаков грязи или высохшего масла.

Если обнаружите признаки загрязнения — очистите все поверхности и ликвидируйте причину.

Чтобы произвести диагностику, приобретите мультиметр, измерения производите при постоянном напряжении в 2 В. Мультиметр подключите к первому и третьему разъемам.

При выключенном моторе и при включенном зажигании, напряжение на датчике должно быть в пределах 0,996 — 1, 01 Вольт.

Если напряжение выше (выше 1,05В.) можете выбросить свой датчик расхода воздуха — никакая реанимация его не спасет.

Если датчик можно восстановить, в зависимости от показаний мультиметра, попробуем его восстановить.

Ремонтируем, чистим и собираем датчик расхода воздуха

По вопросу ремонта существует два противоположных мнения.

Но, если вы сделаете все по инструкции и аккуратно, будем надеется, что у вас все получится.

Приобретите жидкость для чистки карбюраторов или WD40. Прежде, чем приступить к работе, помните, что ни в коем случае нельзя применять следующие материалы:

  • никаких ватных палочек;
  • никакого ацетона и ацетоносодержащего средства;
  • не привлекайте в помощь компрессор и сжатый воздух;
  • не применяйте эфир.

Все выполнили, а теперь работаем:

  • открутим все болты, саморезы;
  • снимем патрубок датчика;
  • датчик может быть загрязнен большим количеством масла, при помощи жидкости для очистки карбюраторов или WD40, побрызгаем на содержимое датчика и подождем пока высохнет;
  • можно повторить действие
  • после очистки датчика,почистите сетку и внутреннюю поверхность патрубка;
  • замените воздушный фильтр;
  • соберите все, что разобрали и установите на место.

Будем надеется, что ваша проблема решена и вы знаете, как произвести промывку датчика.

Комментарии