Форсунка – важный элемент топливной системы, отвечающий за подачу горючего в инжекторных двигателях автомобилей, в том числе и ВАЗ 2109. Ниже мы расскажем о предназначении этой детали, неисправностях, их причинах, а также способах устранения поломок форсунок, включая их замену.
Содержание
- Форсунки ВАЗ 2109 (инжектор), устройство, принцип действия, месторасположение
- Признаки неисправности топливных форсунок ВАЗ 2109
- Устройство топливной рампы ВАЗ 2109
- Демонтаж топливной рампы
- Как снять форсунки ВАЗ 2109
- Способы очистки форсунок ВАЗ 2109
- Как заменить старые форсунки на новые
- Советы профи: как выбрать новые форсунки хорошего качества
Форсунки ВАЗ 2109 (инжектор), устройство, принцип действия, месторасположение
Форсунка в двигателе автомобиля ВАЗ2109 предназначена для точной подачи топлива во впускной коллектор на разных этапах работы двигателя. Форсунки расположены непосредственно на топливной рампе системы подачи горючего. Один конец каждой форсунки вставлен в специальное посадочное гнездо топливной рампы, дугой конец находится во впускном коллекторе двигателя.
Форсунка представляет собой несложное устройство для подачи топлива, имеющее электромагнитный запорный игольчатый клапан. От топливной рампы внутрь форсунки через топливный фильтр под высоким давлением поступает горючее. Внутрь коллектора оно впрыскивается через распылитель, на впускной клапан.
На поверхности распылителя форсунки есть четыре калиброванных отверстия. Внутри корпуса находится маленький электромагнит. Когда на магнит подается электричество, он поднимает иглу, пропуская горючее. Когда магнит обесточивается, возвратная пружина возвращает иглу в исходное положение перекрывая подачу топлива.
Посадочное место форсунки на топливной рамке имеет уплотнение, сделанное из резиновых колечек. Кроме этого, форсунка дополнительно закреплена специальной штопорной скобой. Электромагнит оснащена выводами, которые размещены в соединительной колодке форсунки. В этом месте присоединяют жгут проводов ЭСУД.
Принцип работы форсунки следующий: внутрь детали из топливной рампы системы подачи топлива постоянно поступает горючее под высоким давлением. Управляющий импульс (контроллер) в определенный момент подает напряжение на электромагнит форсунки, открывая клапан. При этом топливо, которое находится под давлением, подается непосредственно на распылитель, после чего впрыскивается внутрь коллектора в виде так называемого конического факела.
Внутри коллектора горючее превращается в воздушную смесь и всасывается в цилиндры через впускной клапан. Время открытия клапана форсунки, и, соответственно, количество топлива, которое поступает в цилиндр, регулируется контроллером и напрямую зависит от времени работы двигателя (продолжительность подачи импульса). Как только клапан обесточивается, запорная игла возвращается в исходное положение, и подача топлива прекращается.
Признаки неисправности топливных форсунок ВАЗ 2109
Если используется плохое некачественное горючее или загрязняется система питания форсунок, они могут выйти из строя. В таком случае топливо из форсунок не распыляется, а начинает просто капать или течь. Образование воздушно-топливной смеси нарушается, как результат – двигатель работает с перебоями на разных оборотах. Мощность и приемистость сильно падает, автомобиль движется рывками, появляются провалы и дерганье в работе двигателя.
Если игла клапана форсунки зависнет в открытом положении, может возникнуть зажигание после остановки двигателя, так называемая детонация, так как топливо продолжает поступать. Сломаться может и электрическая часть форсунки. Это может случиться вследствие обрыва проводки или короткого замыкания. В таком случае форсунка ремонту не подлежит и ее требуется заменить. Загрязненную форсунку можно промыть. Для этого используется специальный стенд. После промывки работоспособность форсунки на некоторое время восстанавливается.
Устройство топливной рампы ВАЗ 2109
Топливная рампа, или, как ее еще называют, рампа форсунок представляет собой один из главных элементов системы подачи топлива в двигателе инжекторного типа ВАЗ 2109. Главное предназначение топливной рампы – крепление форсунок и подача на них горючего. В инжекторном двигателе автомобиля ВАЗ 2109 рампа находится на впускном коллекторе. Крепится рампа двумя болтами под шестигранник на «5».
Рампа на двигателе «девятки» представляет собой рейку, пустую внутри. С одного конца к рейке крепится шланг подачи топлива из бака. На другом конце находится штуцер для контроля давления горючего в топливной системе. Кроме этого, на рампу крепятся все четыре форсунки и регулятор давления топлива. Форсунки крепятся стопорными пружинными скобами через уплотнительное резиновое кольцо.
Принцип работы рампы следующий: бензонасос качает горючее из бака в рампу (давление 2.8 – 3.2 атмосфер). Давление внутри рампы регулируется регулятором давления, который закреплен на рампе (излишки топлива сбрасываются обратно в бензобак через обратную магистраль). По команде, поступающей с контроллера, топливо из рампы через форсунки впрыскивается в цилиндры двигателя.
Из самых распространенных неисправностей рампы можно отметить ее механические повреждения и разгерметизацию соединений (в местах крепления форсунок, топливной трубки, штуцера контроля давления). Все неисправности без особого труда выявляются при визуальном осмотре рампы. Это могут быть подтеки топлива, деформация, вмятины, прочие повреждения.
Демонтаж топливной рампы
Это самый неудобный и проблематичный этап работы по замене форсунок, поэтому рассмотрим его подробнее.
Для работы понадобятся следующие инструменты, приспособления и расходные материалы:
• Крестовая и плоская отвертки.
• Шестигранный ключ на «5».
• Рожковой ключ на «10».
• Два рожковых ключа на «17».
• Форсунки, резиновые уплотнительные кольца.
Итак, для снятия топливной рампы нужно проделать следующие манипуляции:
• В первую очередь отключаем «массу» на аккумуляторе во избежание короткого замыкания.
• Сбрасываем давление в топливной рампе (нажать на секунду крестовой отверткой на клапан штуцера).
• Отключаем питание от датчика холостого хода. Достаточно просто отжать пластиковый фиксатор колодки.
• Отсоединяем колодку с проводами, питающими форсунки.
• Отключаем два шланга – подачи и слива топливных патрубков. Чтобы при обратной сборке не перепутать куда какой подключать, один шланг можно пометить.
• Открутить болты крепления рампы к впускной трубе.
• Топливные трубки держит специальное крепление, чтобы ослабить его, нужно открутить один винт.
• Сдвигаем топливную рампу вдоль оси форсунок – они должны выйти из своих посадочных мест.
• Сборка рампы выполняется точно в обратной последовательности.
Важный момент: под болтами, которыми рампа крепится к двигателю, находятся шайбы, их при обратной сборке необходимо обязательно вернуть на место или заменить новыми.
Как снять форсунки ВАЗ 2109
• После того как рампа демонтирована, ее следует уложить на ровную поверхность, например на стол. Далее от вышедшей из строя форсунки отключают проводку. Для этого сжимают пружинную крепежную скобу, после чего можно отсоединять саму колодку.
• Далее плоской отверткой нужно сдвинуть к рампе металлический фиксатор. Его предназначение – надежно фиксировать топливный распылитель. Некоторые автолюбители почему-то снимают фиксатор полностью хотя в этом нет никакой необходимости. Его просто нужно сдвинуть немного в сторону.
• Нужно взять форсунку рукой и слегка покачать из стороны в сторону. Форсунка должна без особого сопротивления выйти из топливной рампы. После этого нужно сразу же проверить состоянии резинового уплотнительного кольца.
• Кроме этого, следует обязательно проверить, в каком состоянии находится уплотнительное кольцо распылителя форсунки. Для этого следует плоской отверткой аккуратно поддеть оба кольца и осмотреть их на предмет износа.
• В случае с топливной форсункой, если меняется сам распылитель, то менять уплотнительное кольце не нужно, если оно не изношено. Однако, если кольцо будет использоваться повторно, его перед установкой нужно смазать моторным маслом.
• После того как форсунку сняли и поменяли уплотнительное кольцо (или поставили на место старое), можно приступать к установке новых элементов. Вся работа выполняется строго в обратном порядке.
• Форсунка вставляется в свое место в топливной рампе, фиксируется.
• Колодка с проводами устанавливается на место.
Способы очистки форсунок ВАЗ 2109
Необходимо отметить, что замена форсунок – далеко не всегда единственный и оправданный способ восстановить работоспособность распылителя. Форсунку можно попробовать прочистить, тем более, что это несложно, а сэкономить можно довольно неплохо.
Есть два самых распространенных метода прочистки загрязненных форсунок, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Какой из них выбрать – выбор за автолюбителем.
способ первый
Для работы понадобятся:
• Очиститель для инжекторов.
• Очиститель-спрей для карбюратора.
• Новое уплотнительное кольцо.
Алгоритм работы следующий:
Извлекаем все форсунки (даже если забилась только одна, прочистить все не помешает).
Помещаем форсунку в емкость со средством для инжекторов, оставляем там на некоторое время.
В это время с помощью карбюраторного очистителя промываем регулятор холостого хода.
Очищаем нагар вокруг сопла форсунок вручную – по консистенции он напоминает смолу. С нагаром придется повозиться. Это называется наружная очистка форсунки.
Что касается внутренней чистки, то тут вам будет нужен источник питания напряжением от 3 до 12 Вольт (подойдет автомобильный аккумулятор), а также ножной насос, имеющий вмонтированный манометр.
С конца насосного шланга снимите наконечник, залейте внутрь шланга немного инжекторного очистителя, оденьте шланг на форсунку. После этого накачайте давление до 6 атмосфер, ориентируясь на манометр насоса. После этого на форсунку нужно подать напряжение в три вольта. Если электромагнит не сработал (форсунка не щелкнула), нужно повысить напряжение.
Напряжение на форсунку нужно подавать рывками на короткое время, периодически подкачивая давление. Аналогичным образом продуйте все форсунки.
способ второй
Для работы будут нужны:
• Спей для карбюраторов.
• Насос с манометром.
• Уплотнительное кольцо.
• Вместо очистителя для инжекторов используем спрей.
• По очереди повторяем все манипуляции, которые были описаны в способе №1, используя при этом очиститель для карбюраторов.
• Обязательно выполняем наружную очистку форсунки для удаления нагара.
• Наносим спрей на чистую ветошь и тщательно протираем все форсунки снаружи.
• Постепенно под воздействием спрея нагар размякнет, и он легко отчистится. Можно аккуратно использовать зубочистку или плоскую отвертку.
• Перед тем как установить форсунку на место, следует обязательно смазать уплотнительные кольца раствором хозяйственного мыла.
И первый и второй способ по времени занимают не больше 3-х часов, а по деньгам обходятся в десятки раз меньше, чем та же услуга на СТО. После прочистки форсунок проверьте их в работе – если результата нет, форсунки придется менять.
Как заменить старые форсунки на новые
Демонтируется топливная рамка со всеми форсунками:
Сжимаем пружинный фиксатор, отсоединяем питание форсунки:
Слегка покачивая из стороны в сторону, аккуратно извлекаем форсунку:
Слегка поддев отверткой, снимаем уплотнительное кольцо:
Снимаем кольцо с распылителя:
Установка новых форсунок производится строго в обратной последовательности.
Советы профи: как выбрать новые форсунки хорошего качества
Правильнее всего будет искать новые форсунки для своего авто, ориентируясь на VIN-код. Объясняется это тем, что практически все детали инжекторного двигателя относятся к одному типу, подогнаны друг под друга. Если при выборе форсунок допустить ошибку, двигатель начнет «троить» и потеряет мощность.
Нужно отметить, что опираясь только на технические характеристики, подобрать подходящую новую форсунку вряд ли получится. Дело в том что, модели одной линейки, но разных годов выпуска, могут оснащаться разными деталями. В этой ситуации лучший выход – узнать коды старых форсунок и найти такие же.
Важный момент: не путайте форсунки для бензина с форсунками для газа. Работают они по-разному. Так, газовая форсунка отличается тем, что имеет малое сопротивление – если на нее подать 12 вольт, она сразу сгорит.
Что касается производителей, то, конечно же, рекомендуется покупать продукцию проверенных брендов. Это, в первую очередь, Siemens, Bosch (Германия), Delphi (США). Из более дешевых вариантов подойдут altek, OMVL (Италия), Hana (Южная Корея).
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Печка 2110, плохо греет печка 2110, система отопления ваз 2110, ремонт системы отопления ВАЗ 2110 своими руками
- ВАЗ 2114 печка дует холодным воздухом, печка 2114, плохо греет печка ваз 2114, устройство и ремонт отопления ВАЗ 2114 своими руками, снятие печки ваз 2114
- Как поддомкратить машину. Как правильно ставить домкрат. Виды домкратов для автомобилей.
- Блок предохранителей ВАЗ 2109, блок предохранителей ваз 2109 карбюратор, блок предохранителей ваз 2109 инжектор, старый блок предохранителей ваз 2109, схема блока предохранителей ВАЗ 2109, замена блока предохранителей ВАЗ 2109
- Катализатора выхлопных газов автомобиля, неисправный катализатор, плюсы и минусы катализатора, как поменять катализатор на пламегаситель
- Печка дует холодным воздухом ВАЗ 2114, плохо дует печка ваз 2114, почему плохо дует печка ваз 2114
- Как узнать владельца авто по номеру его машины, проверить авто по номеру машины ГИБДД, проверка авто по гос номеру машины бесплатно
- Как выбрать подержанные шины, полезные советы
- Зима автомобиль дорога, давление в шинах легкового автомобиля зимой, хороший аккумулятор для автомобиля зимой, прогревать ли автомобиль зимой
- Зимой плохо заводится машина. Как правильно заводить машину зимой, нужно ли прогревать машину зимой, полезные советы
- Экономичные машины по расходу топлива, самая экономичная машина по расходу топлива
- Марки шин для легковых автомобилей, расшифровка маркировки шин автомобилей, остаточный протектор шин легкового автомобиля, как подобрать шины по марке автомобиля, рисунок протектора шины автомобиля
- Работа механической коробки передач, работа сцепления механической коробки передач, вождение с механической коробкой передач, полезные советы
- Задняя балка пежо 206 седан, устройство задней балки пежо 206. Задняя балка Пежо 206 неисправность, ремонт задней балки пежо 206
- Дизельное топливо зимой, присадка для дизельного топлива зимой, как выбрать лучшее дизельное топливо
- Дизель зимой не заводится. Как завести дизель зимой, прогрев дизеля зимой.
- Японские шины Бриджстоун, зимние шипованные шины бриджстоун, шины Бриджстоун марки
- Маркировка шин расшифровка для легковых автомобилей, маркировка колесных дисков, как правильно подобрать шины по дискам
- Дизельный двигатель зимой, запуск дизельного двигателя зимой, какое масло заливать в дизельный двигатель зимой, полезные советы
- Светодиодная подсветка автомобиля, подсветка днища автомобиля, подсветка ног в автомобиле, подсветка в двери автомобиля, подсветка автомобиля штраф
- Восстановленные шины, шина наварка, восстановленный протектор шин, можно ли их использовать
- Выбираем зимние шины, что представляет из себя зимняя резина, какое давление в зимних шинах должно быть, маркировка зимних шин, как правильно выбрать зимние шины, лучшие зимние шины 2019
- Рулевая рейка автомобиля, стук рулевой рейки, причины стука и ремонт рулевой рейки своими руками
- Бескамерные шины автомобиля, набор для ремонта бескамерных шин, ремонт бескамерной шины своими руками
- Шины российского производства, российские шины зимние, российские всесезонные шины, воронежские шины Amtel, шины “Матадор Омск шина”, Кама-шины-это шины мирового уровня
- Как открыть автомобиль без ключа. Потерял ключ от автомобиля что делать, ключ от автомобиля внутри машины
- Тихие шины, тихие зимние шины, тихие шипованные шины, какие шины выбрать, обзор шин
- Шины и безопасность, безопасность движения шины, почему необходимо постоянно следить за автомобильными шинами
- Правила безопасного вождения автомобиля в дождь и слякоть, безопасное вождение автомобиля для начинающих
- Преобразователь ржавчины какой лучше для авто, преобразователи ржавчины выбрать, как пользоваться преобразователем ржавчины, советы профессионалов
- Полировка кузова автомобиля своими руками, как выбрать полировальную пасту, полезные советы
- Долговечность двигателя, срок службы двигателя, как продлить срок службы двигателя
- Стук в автомобиле. Стук при движении автомобиля. Что может стучать в автомобиле. Как определить причину стука.
- ABS автомобиля, что такое abs автомобиля, неисправности системы ABS, диагностика ABS
- Обгон автомобиля, когда можно начинать обгон автомобиля, правила обгона ПДД
- Не работает бензонасос ваз 2110, схема бензонасоса ваз 2110, устройство бензонасоса ваза 2110, ремонт бензонасоса ваз 2110,
- Автомобильные антенны для радио, устройство автомобильной антенны, автомобильная антенна своими руками
- Передняя подвеска Калина, устройство передней подвески калина, стук в передней подвеске калина, ремонт передней подвески Калина
- Амортизатор масляный, лучшие масляные амортизаторы, прокачка масляных амортизаторов, как правильно прокачать масляный амортизатор
- Неисправности сцепления, буксует сцепление, причины неисправности сцепления, как устранить
Комментарии