Как продлить жизнь аккумуляторной батареи

Каждый владелец автомобиля рано или поздно задумывается о том, как продлить срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Двигатель транспортного средства и все его вспомогательные приборы работают при помощи аккумулятора, тем самым обеспечивая комфортность езды. Не исключено, что с вами произойдет ситуация, когда вы попросту не сможете завести свой автомобиль в результате внезапного выхода АКБ из строя. Как правило, такое происходит в самые неуместные моменты, когда необходимо срочно куда-то ехать. Об этом далее в статье.

Как «прикурить» от другого автомобиля

Из положения можно выйти с помощью другого водителя, который разрешит вам подзарядить аккумулятор от его батареи.

Для зарядки следует использовать т. н. «крокодилы». Данный прибор желательно приобрести сразу же при покупке автомобиля. Одни клеммы подключаем к своей батарее, другие — к аккумулятору вашего спасителя. Внимательно подсоедините «+» к «+», а «-» — к «-». Мотор другого автомобиля не должен работать. При сильной разрядке вашей батареи (это показывает индикатор на щитке), включите на 10 минут двигатель вашего помощника. Однако, при запуске вашего мотора, второй силовой агрегат следует отключить, чтобы избежать выхода из строя электрооборудования.
Такая процедура решит проблемы на протяжении дня, а на ночь поставьте АКБ на подзарядку от сети при помощи специального устройства.

Почему разряжается аккумулятор и что делать, чтобы увеличить срок его действия

Рассмотрим главные причины разрядки аккумуляторной батареи и как их устранить:
1. Когда на аккумуляторную батарею попадают пары электролита, происходит окисление их выходов штырей и клемм. Поэтому клеммы необходимо зачистить с помощью наждачной бумаги и смазать смазкой.
2. При нарушении целостности корпуса происходит утечка электролита. Чтобы решить эту проблему, выливают остатки жидкости и заклеивают трещины эпоксидным клеем либо запаивают похожим материалом, после чего электролит заливается обратно.
3. Если вы не поддерживаете чистоту вашей АКБ, может возникнуть проблема с увеличением саморазрядки. Регулярно протирайте ее. Для этого используйте воду с содой.
4. Если прибор полностью разрядился, может произойти короткое замыкание пластин. А если батарея редко используется или вообще долгий период не работала — ремонт практически невозможен.
5. Наиболее распространенной причиной поломки батареи является сульфатация. Поверхность пластин АКБ покрывается кристаллами сульфатов свинца (образовывается белый налет), что мешает проникновению электролита и увеличению его температуры. Это препятствует нормальному газовыделению и повышению напряжения. Вследствие этого батарея быстро разряжается и приходит в негодность. Для снижения процесса сульфатации, проведите ряд зарядно-разрядных этапов.Сначала необходимо использовать заряд до плотности 1,285 г/см2. Для его уменьшения доливают воду, а для увеличения — заливают электролит. После этого нужно использовать разряд 4–5 ампер до 10,2 В на выводах. При помощи данного метода сульфатация чуть снизится, а батареей можно будет попользоваться еще некоторое время.

Как самостоятельно устранить причины неполадок аккумуляторной батареи

Средний срок службы АКБ при своевременном уходе за ней составляет около 4 – 5 лет. Для этого важно вовремя диагностировать и устранять поломки, которые возникают в процессе эксплуатации.
Повышенный уровень саморазряда значительно снижает плотность электролита. Основная причина этого — загрязненная поверхность батареи. Удалить грязь можно кистью, смоченной в 10% горячем растворе соды в воде. При помощи данной процедуры также можно убрать лишний слой электролита с поверхности батареи.
Затем АКБ промывают водой и вытирают насухо ветошью. После этого ее можно обезжирить бензином и наложить на мастику эпоксидный клей. Такая пленка будет защищать батарею от воздействия электролита и грязи. Детали батареи советуют очистить от окисления и покрасить, а раму можно дополнительно обтянуть пленочной изолентой.
Повышенный саморазряд также может произойти в результате загрязненного электролита. Чтобы избежать этого, необходимо слить жидкость и промыть АКБ дистиллированной либо кипяченой водой, пока не перестанет выделяться темный осадок. Затем снова заливаем дистиллированную воду и ждем один час, после чего подключаем аккумулятор к зарядному устройству на 24 часа (используем ток 0,5–1 А).
После этой операции сливаем жидкость полностью и заправляем батарею электролитом (плотностью 1,27 г/м2). Напоследок заряжаем аккумулятор и следим за плотностью всех элементов. Такая процедура продлевает эксплуатацию прибора. Рекомендуется заливать новый электролит (старый можно утилизировать при помощи простой соды).
При наличии повреждений изоляции любого прибора или провода автомобиля также происходит повышенный саморазряд за счет утечки тока. Проверяется это отсоединением всех токовых потребителей, затем прикоснитесь клеммой «+» к месту крепления. Если появится искра — найдите и устраните проблему.
Стоит отметить, что саморазряд аккумулятора на 1–2% в сутки считается нормальным.
При окислении штырей и наконечников увеличивается сопротивление внешней электрической цепи. Это является причиной недостаточного напряжения для стартера при запуске автомобиля и мотор может не завестись. Чтобы этого избежать, на штыри одевают шайбу (войлочную, фетровую) пропитанную щелочным веществом. Ее толщина должна составлять 2 — 4 мм. Это предотвращает процесс окисления.
Иногда можно наблюдать растрескивание и/или отслойку мастики от стенок батареи. Скорее всего это следствие закупоривания пробок в газоотводных отверстиях. Выверните их и проверьте, после чего почистите деревянной палочкой. При обнаружении дефектов с внешней стороны АКБ, разогрейте мастику, смешайте с пластилином и замажьте все трещины. Разогрейте поверхность аккумулятора до 60 градусов по Цельсию (можно использовать лампу 200 Вт).

Следите за уровнем электролита. Когда он выше нормы, через отверстия в пробках он может выплескиваться, если ниже — происходит оголение пластин, что может привести к сульфатации и поломке батареи.
В результате разрушения сепаратора и осыпания активной массы возможны замыкания внутри батареи. Проверьте плотность электролита. При обнаружении неполадок, вскройте АКБ и тщательно все осмотрите. После замены запчастей или ремонта, следует поставить все на место и закупорить.

Рассмотрим причины возникновения сульфатации пластин и пошаговое устранение неполадок в заряде АКБ.
1. Длительное неиспользование аккумулятора.
2. Систематическая недозарядка батареи.
3. Высокая плотность и/или низкий уровень электролита.
Для уменьшения сульфатации необходимо:
— зарядите АКБ зарядным током (понадобится пару часов);
— слейте электролит полностью;
— вымойте батарею;
— залейте прибор раствором питьевой соды (25 грамм на 1 литр воды) и оставьте на 3 часа;
— слейте этот раствор и залейте раствором обычной соли;
— поставьте на зарядку батарею (1 час);
— все слейте и тщательно вымойте;
— залейте снова раствором питьевой соды (40грамм на 1литр воды) и заряжайте не меньше 1 часа.
И наконец, после проведения всех операций все хорошенько помойте, заливайте новый электролит и подзарядите по инструкции.

Советы профи для продления работы АКБ

Профессионалы рекомендуют соблюдать следующие правила для продления службы вашего агрегата:
1. Когда заглушите мотор, выключите все электроприборы автомобиля.
2. Отключив батарею от блока питания, сразу выключите провод «-».
3. Не допускайте саморазряда.
4. Постоянно следите за местами соединения клемм с АКБ.
5. Когда батарея долго не используется и электролит не слит с нее, ее следует постоянно заряжать и следить за плотностью и уровнем жидкости.
6. Вольтметром на полюсах аккумулятора контролируйте напряжение.
7. После каждых 3 000 км пробега измеряйте уровень и плотность электролита.
8. Даже когда все показатели нормальные, в зимнее время аккумулятор нужно заряжать каждый месяц.
9. Заряжайте током, который равный 1/10 емкости батареи.
10. При морозе можно повредить корпус (когда аккумулятор разряжен и замерзнет жидкость).
Соблюдение этих советов фактически на сто процентов гарантирует долгую работу вашей батареи.

Что необходимо знать, покупая новую АКБ

Приобретая новый аккумулятор, узнайте его размер (можно измерением гнезда старого ,а также, зная стартовый ток).
При покупке обязательно берите чек, оформляйте гарантийный талон. Также поинтересуйтесь датой изготовления покупки. Вольтметром измерьте напряжение на клеммах (оно не должно превышать 12,6 В). Новый товар нормального качества прослужит значительно дольше любого б/у устройства.

Комментарии