Коробка передач, виды коробок передач, как они работают

Современное автомобилестроение радует автолюбителей появлением новых технологий, интересными переменами и существенными улучшениями. Однако, несмотря на это, КПП является одним из главных узлов автомобиля. В данной статье мы разберем конструкцию современных трансмиссий, рассмотрим наиболее распространенные виды КПП и попробуем понять, какую из них лучше выбрать в той или иной ситуации.

Коробка передач, виды коробок

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных КПП:

  1. Механические КПП.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Автоматические КПП.
    davl-kompres
  3. Вариаторы.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Комбинированные КПП.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

МКПП устройство и принцип работы механики

МКПП состоит из муфт, синхронизаторов, шестеренок и валов. Двигатель и КПП связаны узлом сцепления. Для их разъединения необходимо выжать педаль сцепления. Именно в этот момент и следует включать требуемую передачу.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

При выборе передачи грамотный водитель ориентируется на текущую дорожную обстановку и скорость движения автомобиля. Это довольно удобно для тех, кто предпочитает активную, маневренную езду — для резкого ускорения есть возможность включить пониженную передачу.

davl-kompres

Однако есть и один значительный недостаток. Представьте только, вы в центре города, час пик, вы попадаете в очередную пробку и вам все время приходится дергать рычаг КПП.

davl-kompres

Ключевые конструктивные преимущества МКПП:

  1. Простота обслуживания и эксплуатации.
  2. Надежность.
  3. Небольшой вес.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Высокий КПД.
  5. Компактность.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Интересно, что в устройстве автомобилей для раллийных и шоссейных гонок также предусмотрена «механика», однако вместо рычага переключения применяют специальные кнопки на рулевой колонке — подрулевые «лепестки», позволяющие значительно сократить длительность переключения передач.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Чтобы добиться максимальной плавности движения автомобиля с МКПП, нужен опыт. Помимо этого, у каждого автомобиля свои особенности работы сцепления и ПП, к которым нужно привыкнуть.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

АКПП устройство и принцип работы автомата

Предлагаю рассмотреть классическую трехступенчатую АКПП, которая состоит из гидравлических приводов и гидротрансформатора. Она, как и «механика», принимает и преобразовывает крутящий момент. Ее конструкция состоит из системы гидравлического управления, планетарного редуктора и гидротрансформатора.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Представьте себе вентилятор и обычную детскую игрушку с пропеллером. Если поднести данную игрушку к включенному вентилятору, пропеллер тоже начнет крутиться. В автоматической КПП винт приводит в движение не вентилятор, а мотор автомобиля.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Второй винт соединяется с валом, который взаимодействует с ключевой конструкцией, состоящей из муфт, шестеренок и так далее. Винты расположены в герметично закрытом корпусе со специальной жидкостью — гидротрансформаторе.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Классическая АКПП дает возможность обойтись без нажатия педали сцепления, что довольно удобно, а особенно тем, кто постоянно ездит улицами мегаполиса с очень насыщенным трафиком. В нужный момент водитель нажимает педаль тормоза или акселератора. Среди недостатков АКПП следует отметить повышенный расход горючего и ощутимое переключение скоростей.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Все модели трансмиссий имеют свои слабые места, однако АКПП на старом автомобиле способна стать реальной головной болью. И относится это не только к слабым местам конструкции, а и к качеству обслуживания. Банальный недостаток масла способен привести к преждевременному износу. Не редко перегорают соленоиды, фрикционы, выходит из строя гидротрансформатор.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Прочие недостатки классических АКПП:
4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

  1. Автомобиль нельзя завести с «толкача».
  2. Буксировать автомобиль с АКПП ограничивает или запрещает сам завод-производитель.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  3. При заносе управлять автомобилем гораздо сложнее.
  4. Дорогое обслуживание и детали.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Вариатор, бесступенчатые коробки передач, устройство и принцип работы

Принцип работы вариатора можно объяснить на простом примере. Вспомните горный велосипед — цепь и две звездочки различного диаметра. На заднем колесе больше звездочек, что ранее считалось объектом необычайной гордости.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Работает это следующим образом. Задействуешь звездочку большого диаметра, и ехать становится легче. А на ровной дороге применяют звездочку меньшего диаметра, и хоть приходится прилагать большие усилия, скорость набирается гораздо быстрее.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Вариатор работает по похожей схеме, однако вместо цепи применяется ремень, а звездочки заменяют шкивы. Как и на заднем колесе горного велосипеда, функцию нескольких звездочек выполняет один шкив, который способен менять диаметр.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Руководствуясь командами ЭБУ, диаметр шкива корректируется. Ременная передача является соединенными металлическими пластинами или многозвенной цепью. Преимущество очевидно — эффективная и комфортная работа вариатора устраняет толчки и рывки, которые свойственны АКПП.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Недостатки вариатора:

  1. Пробуксовки способны привести к серьезным неисправностям.
  2. Дороговизна.
  3. Не удается обойтись без классического гидротрансформатора, а это усложнение механизма и дополнительные затраты.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Сложная работа с программным обеспечением двигателя (необходимо устранить типичный гул, который возникает при наборе скорости).

Коробка передач комбинированного типа

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Для АКПП применяют комбинированный принцип действия. Данная разновидность состоит из гидротрансформатора и МКПП. В МКПП применяется редуктор планетарного типа, гидротрансформатор (используется вместо сцепления) и бесступенчатая регулировка крутящего момента. В наиболее новых АКПП применяется семь либо восемь ступеней передач.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Преимущество комбинированных АКПП — передачи переключаются плавно, а надежность работы гораздо выше. Минус — намного больший расход горючего и разгон происходит медленнее.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Некоторые виды комбинированных КПП используют имитацию ручного ПП Стептроник и Типтроник.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

На сегодняшний день к АКПП можно отнести как гидротрансформаторную КПП, так вариатор и роботизированные КПП, поскольку все они имеют электронное управление.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Помимо этого, к АКПП относится еще и адаптивная КПП, которая способна учитывать стиль вождения автовладельца.

davl-kompres

Советы профи, что же выбрать

Гидромеханические АКПП идеально подойдут для небольших микроавтобусов либо внедорожников, которые предпочитают комфорт, нежели скорость переключения.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Вариаторы по достоинству оценят любители размеренной и плавной езды.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Комбинированные КПП часто устанавливают на бюджетные модели автомобилей. Превосходно справляются с поставленной задачей — максимальная экономия горючего в городском режиме.

Комментарии