Коробка передачи 2110, разборка и ремонт, пошаговая инструкция

На автомобилях модели ВАЗ 2110 вмонтирована пятиступенчатая КПП, состоящая из двух валов. Она отличается наличием 5-ти передач переднего хода, одной задней и оборудована синхронизаторами для перехода с одной передачи на другую. Конструктивно МКПП объединена с главной передачей и дифференциалом. 

Коробка передач 2110, устройство, принцип работы

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Корпус МКПП состоит из трех элементов (картер сцепления, картер КПП и задняя крышка картера КПП) и сформирован из сплава алюминия. Между элементами нанесена бензомаслостойкая прокладка-герметик. Гнездо картера оборудовано специальным магнитом, где собирается металлический остаток износа. Первичный вал являет собой блок, который имеет ведущие шестерни, постоянно сцепленные с ведомыми.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Полый вторичный вал оборудован съемной ведущей шестерней основной передачи. На данном валу располагаются ведомые шестерни передних передач и соответствующие синхронизаторы. На валах вмонтированы передние роликовые подшипники, а также задние шариковые. Под передним подшипником на вторичном валу располагается маслосборник, который предназначен направлять поток масла к ведомым шестерням внутрь вала.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Дифференциал является двухсателлитным. На фланце его коробки прикреплена ведомая шестерня основной передачи. Конструкция привода управления МКПП состоит из рычага ПП, тяги, шаровой опоры, штока ПП, а также систем выбора и переключения скоростей. Винты, при помощи которых производится крепление шарнира и рычага, имеют разную длину, покрытие и момент затяжки.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

В случае осевого перемещения силового аппарата при езде транспорта возможно самопроизвольное выключение передач. Во избежание подобных ситуаций привод управления КПП ВАЗ 2110 оборудован реактивной тягой. Один ее конец связан с силовым аппаратом, а к другому крепится обойма шаровой опоры рычага ПП.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Все элементы КПП ВАЗ 2110 в процессе работы должны смазываться, поэтому в нее заливают трансмиссионную жидкость, уровень которой контролируется при помощи щупа и должен все время находится в пределах минимума и максимума.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Инструменты помощники, приспособления и расходные материалы

Для разборки и ремонта КПП вам будут нужны такие инструменты и расходные материалы:

  1. Гаечные ключи.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Набор отверток.
  3. Чистая ветошь.
  4. Молоток.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  5. Деревянный брус.
  6. Специальный съемник для подшипников.
  7. Клей ТБ-1324.
  8. Шлифовальная шкурка.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Коробка передач 2110, разборка, пошаговая инструкция

Чтобы разобрать МКПП, необходимо в точности следовать нижеописанной инструкции:

  1. Снимаем с автомобиля коробку передач, чистим ее от разных загрязнений и моем с наружной стороны.
    6f17eb6396b6ec174361ae2c5962b0a6
  2. Указатель, показывающий уровень масла, вынимаем из коробки передач.
  3. Далее ставим КПП в вертикальное положение на картер сцепления, после чего откручиваем болт с плоской шайбой и две гайки с пружинной шайбой, крепящие кронштейн троса сцепления. Открутив все болтики, снимаем данный кронштейн из КПП.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. На крышке, расположенной сзади, откручиваем все остальные болты крепления (четыре штуки).
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  5. Снимаем данную крышку, для чего необходимо при помощи отвертки приподнять прилив, который расположен на крышке.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  6. Затем откручиваем болтик с пружинной шайбой, держащий вилку пятой передачи.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  7. Теперь необходимо предотвратить от прокручивания валы коробки передач, для чего их следует зафиксировать — на включенной передаче вилку и муфту синхронизатора передвигаем вниз, чтобы шлицы муфты и шестерня соединились, после чего включаем четвертую либо третью передачу, переместив шток выбора передач.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  8. Далее нужно расконтрить и открутить крепежную гайку первичного вала. Здесь нужно постараться, так как гайка очень туго закручена.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  9. Затем проделываем со вторичным валом те же манипуляции, что и с первичным.
  10. Приподнимаем в пятой передаче при помощи отверток ведомую шестерню (спрессовываем с вала ступицу синхронизатора). Вместе с шестерней снимаем вилку вторичного вала и синхронизатор. Проследите, чтобы не съехала муфта синхронизатора, поскольку шарики, фиксирующие синхронизатор, способны рассыпаться.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  11. В синхронизаторе сверху снимаем упорную пластину, после чего в самом синхронизаторе достаем вилку в пазе муфты.
  12. Также с синхронизатора следует снять блокирующее кольцо и шестерню пятой передачи. Пронумеруйте муфту и блокирующее кольцо, после чего снимите его. Это необходимо сделать, чтобы установить кольцо в такое же положение, как было, поскольку при работе кольца и зубья муфты приработались друг к другу.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  13. Снимаем втулку на вторичном вале.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  14. На вторичном валу расположена основная шестерня пятой скорости. Снимите ее и запомните, в каком положении она стояла.
  15. Снимите пластину подшипников. Возьмите ударную отвертку и открутите на креплении пластины подшипников четыре болтика, имеющие пружинные шайбы. На вторичном валу снимите упорную шайбу.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  16. Далее приподнимите рукой два вала и снимите с них стопорные кольца.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  17. Открутите фиксаторы и достаньте оттуда шарики с пружинами.
  18. Затем открутите фиксатор заднего хода, снимите уплотнительное кольцо, после чего выньте пружину фиксатора.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  19. Наклонив коробку, достаньте шарик фиксатора.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  20. На креплении картеров КПП открутите 12 гаек и болт с пружинными шайбами. Не забудьте снять технологическую заглушку.
  21. Вдоль картеров расположены три специальных паза. Вставьте туда отвертку и отсоедините от картера КПП картер сцепления.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  22. Приподнимая картер КПП, поверните его влево, чтобы картер вышел из-под шестерни. Далее снимите с картера сцепления картер КПП.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  23. Открутите болты на креплении вилок 1-ой — 4-ой передач.
  24. Приподнимите шток переключения первой и второй передач и проследите, чтобы он вышел с опоры. Тогда поверните ею влево, чтобы головка перестала цепляться за блокировочную скобу. Снимите шток с вилкой — выньте из паза муфты синхронизатора вилку штока.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  25. Повернув шток, головку штока переключения 3-ей и 4-ой скоростей отсоединяем от рычага выбора скоростей. Далее приподнимаем шток и снимаем его вместе с вилкой, вытащив их с паза муфты синхронизатора.
  26. Затем вынимаем из опоры шток включения 5-ой скорости, для чего поворачиваем его и достаем головку, соединенную с блокировочной скобой.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  27. Снимаем ось промежуточных шестерен заднего хода.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  28. Снимаем промежуточную шестерню, для чего сдвигаем ее до механизма выбора скоростей, поворачиваем на сорок градусов и выводим из-под шестерен вала.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  29. Одновременно снимаем первичный и вторичный валы, раскачивая их.
  30. Снимаем дифференциал в картере сцепления.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  31. На креплении механизма выбора скоростей откручиваем три болта с пружинными шайбами, после чего снимаем данный механизм.
  32. Вынимаем магнит в картере сцепления.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  33. Откручиваем гайку корпуса привода спидометра с ведомой шестерней и снимаем сам корпус. Если уплотнительное кольцо корпуса порвано или на нем отсутствует упругость, его необходимо заменить.
  34. Откручиваем выключатель света заднего хода, так как там есть место для уплотнительного металлического кольца. Он расположен в картере КПП.
    Digital StillCamera
  35. Далее выпрессовываем с помощью специального съемника либо отвертки подшипник вторичного вала.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  36. Снимаем маслосборник, который расположен под подшипником.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  37. Специальным съемником выпрессовываем подшипник первичного вала.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  38. Взяв подходящую оправку, запрессовываем в картере сцепления новые передние подшипники до самого упора.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  39. В защитном чехле штока выбора передач при помощи отвертки сдвигаем кромку с опорной втулкой штока.
  40. Сдвигаем шток, открутив для этого болт на креплении рычага выбора скоростей, после чего снимаем этот рычаг.
  41. Далее в картере сцепления вынимаем шток выбора скоростей.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Ремонт коробки ВАЗ, на какие дефекты обращать особое внимание

  1. Проверяем коробку передач и картер сцепления на их целостность. При наличии каких-либо дефектов, картер нужно заменить. Для этого необходимо снять с картера подшипник и вилку выключения сцепления. Затем выпрессовываем сальники.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. В КПП и картере сцепления следует проверить все поверхности и заднюю крышку. Если присутствуют небольшие повреждения, можно зачистить их шлифовальной шкуркой. При наличии значительных повреждений, в частности скол, вмятин, трещин, необходимо произвести ее замену.
  3. Проверьте штоки переключения передач. Если они согнуты, присутствуют задиры или заусеницы, различные неровности либо износились лунки под фиксаторы, замените их.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Также обратите внимание на вилки. При наличии изношеных лапок, согнутых вилок или прочих дефектов, замените их на новые.

Ремонт коробки передач руками, как привести запчасти в нужный вид

  1. При необходимости замены шарнира штока, на нем следует отодвинуть защитный чехол, после чего открутить болт на креплении шарнира. Для прочности на болт был нанесен специальный клей ТБ — 1324. Поэтому необходимо перед сборкой почистить болт и нанести на поверхность данный клей.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Проверьте магнит, если он целый, просто почистите его от загрязнений. В случае обнаружения небольших трещинок или если он плохо магнитит, следует произвести его замену.
    4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  3. Почистите от герметика поверхности картеров КПП, сцепления и заднюю крышку.
  4. При помощи трансмиссионного масла смажьте все вращаемые элементы.

Съемник для выпрессовки подшипника, если его нет, чем заменить

Если он отсутствует, сгибаем проволоку в виде крючка, вставляем ее в паз картера и помещаем крючок под подшипник. Отверткой выпрессовываем из картера подшипник, подложив деревянный брус под отвертку, и стучим молотком по ней, переставляя в пазах крючок.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Роликовые подшипники, какой радиальный зазор допустим

Если ролики, сепаратор или дорожка качения повреждены, замените их и вмонтируйте на вал, с учетом замера радиального зазора, величина которого не должна быть больше 0.07 миллиметров. При наличии люфта в подшипнике, его также нужно заменить.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Сальники, в каком они должны быть состоянии

Помимо всего выше сказанного, необходимо обратить внимание на сальники полуосей. При наличии надрывов, растянутой или сломанной пружины, неровной кромки с вырванными элементами или наплывами резины, сальники нужно поменять.

4c8b208s-48743907498вошщ9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Советы профи, каким герметиком смазывают соприкасающиеся поверхности

При установке картера КПП на картер сцепления необходимо смазать все соприкасающиеся поверхности специальным герметиком для лучшего соединения.

Также смажьте герметиком соприкасающиеся поверхности при соединении задней крышки с картером КПП.

Комментарии