МКПП, достоинства и недостатки механической коробки переключения передач

Механическая коробка передач (МКПП) — вариация коробки передач, система, предназначенная для ступенчатой перемены передаточного числа, где выбор передачи производится водителем вручную. КПП обеспечивает применение оптимального режима работы мотора при движении в разных условиях. В МКПП это производится при помощи ручного переключения передач, которые имеют разное передаточное отношение. 

МКПП, как устроена механическая коробка переключения передач

davl-kompres

МКПП состоит из таких компонентов:

  1. Рычага переключения.
  2. Механизма переключения ступеней с блокировочным и замковым устройствами.
  3. Синхронизаторов.
  4. Вторичного, промежуточного и первичного валов с шестернями.
  5. Картера.
  6. Дополнительного вала.
  7. Шестерни заднего хода.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Механизм переключения ступеней предназначен для изменения передач в коробке. Им управляет водитель из салона автомобиля при помощи рычага. Замковое устройство, при этом, защищает от одновременного включения двух передач, а блокировочное устройство не позволяет передаче самопроизвольно выключится.

sheriff38972-327-944239--4-72795-25295-34729-743875934-82

Синхронизаторы нужны для безударного, бесшумного и плавного включения ступеней, посредством уравнивания угловых скоростей шестерен, которые вращаются.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Валы коробки передач совершают обороты в подшипниках, которые установлены в картере, и отличаются наличием наборов шестерен с разнообразным числом зубьев.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Картер содержит основные элементы и узлы коробки передач. Он закреплен на картере сцепления, который, соответственно, крепится к мотору. Поскольку в процессе работы шестерни КПП подвергаются немалым нагрузкам, им нужна хорошая смазка. Именно поэтому картер залит трансмиссионным маслом наполовину своего объема.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Принцип работы механической коробки переключения передач

Когда рычаг управления находится в нейтральном положении, крутящий момент от мотора ведущим колесам не передается. Во время перемещения рычага управления, определенная вилка двигает муфту синхронизатора. Сама муфта обеспечивает синхронизирование угловых скоростей соответствующего ведомого вала и шестерни.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Далее зубчатый венец шестерни сцепляется с зубчатым венцом муфты, что обеспечивает на ведомом валу блокировку шестерни. КПП производит передачу крутящего момента от «движка» к ведущим колесам с назначенным передаточным числом.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Движение транспорта задним ходом обеспечивает соответствующая передача коробки. Перемена направления вращения производится благодаря промежуточной шестерне заднего хода, которая устанавливается на отдельной оси.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Роботизированные коробки переключения передач

В основу конструкции роботизированной КПП взята МКПП, более надежная, чем АКПП. К ней добавлены специальные устройства, которые отвечают за выжим сцепления и переключение ступеней.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Обычная механика предусматривает выжим сцепления и переключение передачи непосредственно водителем вручную, ориентируясь на ситуацию на дороге. В случае с роботизированной КПП, разработчики исключают автомобилиста из этой цепи и доверяют все действия автоматике и компьютеру. С установкой узлов-эвакуаторов появилась возможность автоматически переключать РКПП.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

РКПП совместила в себе положительные моменты как механики, так и автомата — простоту ремонта, топливную экономичность и другое с возможностью движения в авторежиме без применения педали сцепления. Кроме того, при этом сохраняется возможность ручного управления посредством рычага либо подрулевых переключателей за принципом Типтроника.

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Стоит сказать, что коробка-робот имеет ряд преимуществ:

  1. Высокая надежность в сравнении с варатором и автоматом.
  2. Рабочий объем РКПП существенно меньше, чем АКПП, следовательно, количество используемого масла тоже меньше.
  3. Сцепление РКПП отличается наличием увеличенного на тридцать процентов ресурса.
    4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Фактически у всех вариаций РКПП есть опция ручного переключения ступеней (принцип Типтроника).
  5. В сравнении а автоматом и вариатором, РКПП дешевле в ремонте и производстве.
  6. РКПП весит гораздо меньше, чем АКПП, что дает возможность установки на малолитражном транспорте.
    4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  7. Снижение расхода горючего при равных условиях в сравнении с применением остальных типов КПП.

Однако, несмотря на все преимущества, у «робота» есть несколько недостатков:

  1. РКПП с электрическим сервоприводом отличается наличием существенной задержки переключения, которая достигает двух секунд и способна вызывать дискомфорт при динамичном движении и разгоне.
    4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  2. Отсутствие возможности адаптации под манеру движения водителя. Когда автомат способен подстроиться, то «робот» может поддерживать лишь одну манеру, которая установлена в блоке управления в качестве прошивки.
    4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  3. При применении гидравлического привода используется постоянно находящаяся под давлением тормозная жидкость, которая ускоряет процедуру переключения на 0.05 секунды. Однако гидравлический привод значительно дороже в устройстве и повышает энергонагруженность двигателя, являясь уделом спорткаров и престижных автомобилей.
    4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Преимущества МКПП

  1. Возможность буксировки автомашины без применения эвакуатора на любые расстояния на гибкой либо жесткой сцепке.
  2. Возможность запуска мотора, если вышла из строя аккумуляторная батарея и зажигание.
  3. Меньший вес, чем у АКПП.
    4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  4. Отличная приемистость автомашины, при которой автомобилист может сам выбирать манеру вождения (быстрота увеличения оборотов мотора).
  5. Возможность применять всю мощность мотора и крутящего момента (высокий коэффициент полезного действия).
  6. Высокая динамика разгона и экономия топлива в сравнении с АКПП.
    4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112
  7. Большой ресурс эксплуатации.
  8. Относительная дешевизна обслуживания и ремонта.
  9. Простота конструкции.

Минусы МКПП

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

  1. Усталость водителя во время эксплуатации МКПП при движении в городских условиях — нужно постоянно переключать передачи.
  2. Увеличенный, в сравнении с автоматом, промежуток переключения передач.
  3. Перегрузка мотора при неправильном переключении ступеней.
  4. Сложность работы для новичков.

Советы профессионалов, механика или автомат, что лучше

4c8b208s-9600000000000000000000073868383706341081680136806408618684614112

Нельзя с уверенностью сказать, какая КПП лучше — АКПП или МКПП, поскольку как первая, так и вторая коробка имеет свои преимущества и недостатки. К примеру, некоторые опытные водители вообще не признают АКПП, а другие — даже не представляют, как водить автомобиль на механической коробке. АКПП более удобна в применении, а МКПП проста и недорога в обслуживании и ремонте.

Комментарии