Не крутит стартер 2109, устройство стартера 2109, как сделать ремонт стартера своими руками

Стартер является сложным электромеханическим устройством, без которого ваш автомобиль не больше чем груда железа. Безусловно, можно завести машину каким-то альтернативным способом, но это совсем другая история. Довольно часто стартер, задача которого — запуск силового агрегата, может дать сбой и выйти из строя. В таком случае потребуется его ремонт. Об этом далее в статье. 

Стартер 2109 устройство и принцип действия

На всех автомобилях без исключения стартер отвечает за пуск мотора, а точнее, за раскрутку коленвала. По сути — это маленький электродвигатель. Устройство стартера включает: бендикс со щетками, две обмотки, а также подвижный ротор. Как все это функционирует? Вокруг роторной и статорной обмоток создаются магнитные поля, которые имеют противоположные значения, что приводит подвижный элемент в действие. Подать на стартер напряжение достаточно просто, а вот ротору нужен посредник — щетки, которые состоят из меди и графита.

Что касается бендикса стартера, то данный компонент передает вращение на маховик. Деталь состоит из таких частей: вилка, которая соединяет механизм со втягивающим реле, шестерня и обгонная муфта. Многие автовладельцы сталкивались с ситуацией, когда данный элемент стирается. Если бендикс пробуксовывает, это хорошо слышно. В таком случае монтаж нового комплекта неизбежен. И хотя причиной не редко служит загрязнение механизма, не рекомендуется его чистить. Из-за сажи и пыли бендикс изнашивается, часто неравномерно, и даже после чистки не сможет выполнять свои функции на должном уровне.

Почему не крутит стартер 2109, возможные причины

Если стартер не крутит, следует обратить внимание на то, что произойдет во время поворота ключа зажигания в позицию включения стартера. Вариантов дальнейшего развития события три:

  • Слышны многократные щелчки.
  • Слышен однократный щелчок.
  • Ничего не слышно.

Причина однократного щелчка во время поворота ключа зажигания — либо тяговое реле стартера, либо реле зажигания. Проверьте все разъемы на тяговом реле и непосредственно самом стартере. Если это щелкает тяговое реле, проверьте следующие вещи:

  • Износились щетки стартера.
  • Подгорание контактов на реле.
  • Возможно сломалась вилка, толкающая бендикс стартера.
  • Стартер не способен провернуть коленвал по какой-то причине.

Если вы слышите многократные щелчки, значит напряжения на тяговом реле недостаточно, чтобы включить его. Причины пониженного напряжения на реле:

  • На клеммах АКБ плохой контакт.
  • Севший аккумулятор.

Если во время поворота ключа ничего не слышно, проверьте, светится ли приборная панель. Может быть от АКБ просто отвалилась масса. Если приборная панель светится, то причины, по которым стартер не крутит, такие:

  • Короткое замыкание. Если в стартере возникает короткое замыкание, он начинает греться и появляется характерный запах и даже дым.
  • Неисправно реле зажигания.
  • Развалилась контактная группа в замке зажигания.

Стартер 2109 крутит, а машина не заводится, возможные причины

Достаточно часто бывают случаи, когда стартер крутит, однако двигатель отказывается запускаться. Итак, если стартер вращает коленвал, значит в цилиндр что-то не поступает: искра или топливная смесь. В первую очередь ищем искру, для чего снимите с любой свечи высоковольтный провод, поднесите к массе на расстояние сантиметра и прокрутите стартер.

Если искра не идет на свечу, проверьте, идет ли она на трамблер. Для этого снимите с распределителя центральный провод, поднесите к массе на расстояние сантиметра и прокрутите стартер. При проскакивании искры от проводки к массе можно сделать вывод, что проблема кроется в распределителе зажигания: проверьте бегунок, зачистите контакты.

Если искра не идет на трамблер, значит нужна диагностика системы зажигания. Есть два варианта последующего поиска неисправности:

  • Применение устройства диагностики системы зажигания.
  • Ручное обнаружение неисправности.

Если у вас есть устройство, подсоедините его в разрыв цепи коммутатора. С коммутатора необходимо снять разъем и соединить с разъемом устройства. Второй разъем устройства оденьте на коммутатор. Далее включаем зажигание: должна гореть лампа питания датчика Холла и лампа питания системы зажигания. При вращении стартера должны моргать: лампа импульсов с датчика Холла и лампа управления коммутатора. Если лампа управления коммутатора не моргает, замените коммутатор.

Если с датчика Холла не идут импульсы, разберите распределитель зажигания, чтобы убедиться, что бегунок трамблера крутится при вращении стартера. Если стартер вращается, а бегунок нет, значит порвался ремень ГРМ. Если же бегунок крутится, но нет сигнала с датчика Холла, меняем датчик Холла.

Если искра есть, однако мотор не заводится, демонтируйте крышку воздушного фильтра. Попробуйте завести двигатель без крышки фильтра. Если завелась, значит воздух не поступает в карбюратор, фильтр забит или залит маслом.

Если не завелась, полностью снимите фильтр с крышкой и открутите топливный шланг от бензонасоса к карбюратору. После проворачивания стартера должно брызнуть топливо. Если не брызгает, значит вышел из строя бензонасос или топливо из бака не подается.

Если топливо брызгает при повороте стартера, откручиваем шланг обратки топливной магистрали от карбюратора. Затыкаем обратку пальцем и дуем ртом в подачу. Если в поплавковую камеру проходит воздух, значит топливо тоже проходит, и нужно продуть карбюратор сжатым воздухом.

Если воздух не поступает в поплавковую камеру, проверьте сеточный фильтр карбюратора. Выкрутите его и почистите. Если не помогло, вероятно, залип игольчатый клапан. Необходимо постучать гаечным ключом сбоку карбюратора либо подуть сжатым воздухом в отверстие подачи. Если не получается продуть воздух, поменяйте игольчатый клапан.

Если воздух проходит при снятой крышке, но не проходит при зажатой на карбюраторе, значит забиты топливные жиклеры. В таком случае следует полностью продуть карбюратор. Но если после проделанных мероприятий авто дальше не заводится, необходимо выкрутить свечи и проверить, залиты ли они топливом. Если залиты — высушите.

Вышеописанные приемы помогут завести ВАЗ 2109 больше чем в 90 процентов случаев. Но при трудно диагностируемых проблемах, таких как плохая либо отсутствующая компрессия в моторе, проскочил ремень ГРМ, не отрегулирован карбюратор, следует обратиться на СТО.

Возможные неисправности стартера ВАЗ 2109

Причина поломки стартера Способ устранения поломки
При включении стартера якорь не вращается, контрольные приборы не функционируют, реле не срабатывает
1. Полностью разряжена либо неисправна АКБ
2. Сильно окислены наконечники проводов и клеммы АКБ, слабо затянуты наконечники
3. Межвитковое замыкание втягивающей обмотки реле, обрыв либо замыкание обмотки втягивающего реле на «массу»
4. Обрыв цепи питания реле
5. Неисправность контактной части замка зажигания: контакты «50» и «30» не замыкаются
6. Заедает якорь втягивающего реле
1. Зарядите либо замените АКБ
2. Очистите наконечники проводов и клеммы АКБ, затяните и смажьте их вазелином
3. Замените втягивающее реле
4. Проверьте провода, а также их соединения в цепи между замком зажигания и штекерами «50» стартера
5. В таком случае поможет замена контактной части замка зажигания
6. Нужно снять тяговое реле и проверить легкость перемещения якоря.
При включении стартера реле срабатывает, якорь вращается очень медленно либо не вращается вообще
 1. Разряжена или неисправна АКБ
2. Окислены наконечники проводов и клеммы АКБ, наконечники слабо затянуты
3. Ослабление крепления наконечников провода, который соединяет мотор с кузовом
4. Окислились контактные болты реле либо ослабли крепежные гайки наконечников проводов на этих болтах
5. Подгорел коллектор, зависли щетки или износились
6. Замыкание либо обрыв в обмотке якоря
 1. Замените либо зарядите АКБ
2. Очистите наконечники проводов и клеммы АКБ, затяните и смажьте их вазелином
3. Нужно подтянуть крепления наконечников провода
4. Нужно зачистить контактные болты и затянуть крепежные гайки проводов
5. Необходимо зачистить коллектор и заменить щетки
6. Замените якорь
Во время включения стартера реле срабатывает многократно и отключается
 1. Разряжена АКБ
2. Замыкание либо обрыв в удерживающей обмотке втягивающего реле
3. Упало напряжение в цепи питания втягивающего реле в результате значительного окисления наконечников проводов
 1. Зарядите АКБ
2. Замените реле
3. Проверьте провода, а также их соединения в цепи от АКБ до штекера «50» стартера
Во время включения стартера якорь вращается, а маховик нет
 1. Повреждение шестерней редуктора
2. Пробуксовывает муфта свободного хода
 1. Замена поврежденных шестерней редуктора
2. Проверяем на стенде стартер и меняем муфту
  Стартер странно шумит при вращении якоря
1. Чрезмерно изношены вкладыши подшипников привода стартера и валов якоря
2. Ослабление крепления стартера либо сломана его крышка со стороны привода
3. Повреждение шестерней редуктора
4. Стартер прикреплен с перекосом
5. Повреждены зубья венца маховика либо шестерни привода
6. Шестерня не выходит с зацепления с маховиком:
а) заела муфта на шлицах вала привода
б) заел якорь реле
1. Замените вкладыши либо опоры и крышки с вкладышами
2. Подтяните крепежные гайки либо замените стартер
3. Замена поврежденных шестерней
4. Нужно проверить крепление стартера
5. Замените маховик или привод
6. Проделайте следующее:
а) необходимо очистить шлицы и смазать их двигательным маслом
б) нужно заменить реле либо устранить заедание

Если машина не заводится, что нужно проверить водителю

Если ваш автомобиль не заводится, сначала проверьте, есть ли топливо в баке. Вполне возможно, что вы по своей невнимательности просто забыли его залить. Но если топливо есть, однако двигатель не запускается, следует проверить такие системы:

  • Проверьте аккумулятор. Возможно, он разряжен.
  • Далее проверьте свечи. Вполне вероятно, что свечи залиты топливом, а влажные свечи не способны дать искру.
  • Проверьте, не перегорели ли предохранители — инжектор не заведется, если хотя бы один из предохранителей выйдет из строя.
  • Проверьте стартер.
  • Проверьте систему подачи топлива.
  • Проверьте воздушный фильтр. Возможно, он засорился.

Перечисленные причины являются наиболее распространенными, из-за которых двигатель не заведется, однако помимо них есть также и множество других.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

Для разборки стартера вам понадобятся такие инструменты и материалы:

  1. Пассатижи.
  2. Съемник стопорных колец.
  3. Накидные либо рожковые ключи на «17», «13» и «10» мм.
  4. Молоток.
  5. Шлицевая отвертка.

Техника безопасности при работе

Перед демонтажем стартера обязательно отсоедините минусовую клемму от АКБ.

Как разобрать стартер ВАЗ 2109 (пошагово)

Порядок работ:

  1. Снимаем стартер с автомобиля.
  2. На стартере отворачиваем гайку нижнего контактного болта реле.
  3. Снимаем шайбу и отсоединяем наконечник вывода обмотки статора.
  4. Отворачиваем два крепежных винта реле.
  5. Снимаем реле, для чего нужно отсоединить якорь от рычага, приподняв реле стартера.
  6. Вынимаем из реле якорь и пружину.
  7. Снимаем уплотнительное кольцо.
  8. При помощи трубки, подходящей по диаметру, сбиваем со стопорного кольца ограничительное кольцо.
  9. Снимаем стопорное, а затем ограничительное кольцо.
  10. Отворачиваем два крепежных винта и снимаем защитную крышку стартера.
  11. Снимаем стопорное кольцо.
  12. Снимаем регулировочные шайбы.
  13. Отворачиваем гайки стяжных шпилек.
  14. Со стороны коллектора снимаем крышку стартера.
  15. Отверткой отжимаем пружины изолированных щеток и вынимаем щетки со щеткодержателя.
  16. Снимаем щеткодержатель.
  17. Снимаем корпус стартерного устройства со статором.
  18. Снимаем пластмассовый упор рычага.
  19. Со стороны привода вынимаем из крышки стартера якорь.
  20. Снимаем с вала якоря промежуточную опору.
  21. Снимаем с привода стартера стопорное кольцо.
  22. Снимаем тарельчатую шайбу.
  23. Снимаем упорную шайбу.
  24. Снимаем муфту с рычагом.
  25. Снимаем упорное кольцо.
  26. Отворачиваем два крепежных винта крышки реле.
  27. Отворачиваем гайки с контактных болтов реле.
  28. При помощи паяльника отсоединяем от клемм реле оба вывода обмоток.
  29. Снимаем крышку реле.
  30. Снимаем уплотнительное кольцо.
  31. Вынимаем контактную пластину со штоком.
  32. Снимаем возвратную пружину со штока.
  33. Снимаем стопорное кольцо.
  34. Снимаем изолирующую шайбу.
  35. Снимаем контактную пластину.
  36. Снимаем изолирующую втулку.
  37. Снимаем шайбу.
  38. Снимаем демпфирующую пружину.
  39. Вынимаем из крышки реле контактные болты.

Ремонтные работы при разборке стартера ВАЗ 2109

Порядок работ:

  1. Очищаем все элементы стартера от загрязнений.
  2. Проверяем обмотку статора, для чего следует включить контрольную лампочку с напряжением 220 В в цепь переменного тока и подсоединить провод к одному выводу обмотки статора, а другой конец цепи замкнуть на корпус. Если лампочка горит, то повреждена изоляция обмотки. Меняем статор либо обмотку. Таким же образом проверяем вторую обмотку статора.
  3. Осматриваем якорь стартера. Если на коллекторе есть царапины, риски или он загрязнен, прошлифуйте его стеклянной шкуркой (мелкой). При значительной шероховатости коллектора либо если между пластинами присутствуют выступания слюды, нужно проточить коллектор на токарном станке и прошлифовать стеклянной шкуркой (мелкой).
  4. При наличии на валу якоря желтого налета от подшипника нужно удалить его мелкой шкуркой, иначе это повлечет за собой заедание шестерни. Если на поверхностях шлицев и цапф вала забоины, задиры, замените якорь стартера.
  5. Проверяем надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора. Осматриваем обмотку якоря по торцам якоря. Важно, чтобы диаметр обмотки был меньше, чем пакет железа якоря. Если он больше, якорь подлежит замене.
  6. Проверьте обмотку якоря контрольной лампой напряжением 220 В в цепи переменного тока. Подсоединяем провода к сердечнику якоря, а также к пластине коллектора. Если лампочка загорится, значит присутствует замыкание пластины коллектора либо обмотки якоря на «массу». В таком случае меняем якорь.
  7. Удерживая обгонную муфту, проверните шестерню в разные стороны. Стоит отметить, что шестерня стартера должна свободно вращаться лишь по часовой стрелке. При проворачивании шестерни в обе стороны нужно заменить привод стартера.
  8. Надеваем на вал якоря привод стартера. Важно, чтобы привод стартера свободно перемещался по шлицам вала.
  9. При износе или существенном повреждении элементов привода стартера, следует заменить привод. Если на заходной части зубьев шестерни есть забоины, следует прошлифовать их мелкозернистой наждачкой малого диаметра.
  10. Осматриваем промежуточную опору и крышку стартерного устройства со стороны коллектора. Если на промежуточной опоре и крышке стартера появились трещины, следует заменить их. Также осмотрите втулки в стартерной крышке и промежуточной опоре, где вращается вал якоря. Если вы обнаружили сильный износ либо механические повреждения, замените промежуточную опору либо крышку стартера с дефектными втулками.
  11. Осматриваем втулку картера сцепления. При наличии на втулке задиров, раковин либо признаков износа, замените втулку.
  12. Щетки стартера, которые изношены до высоты меньше 12 мм, нужно заменить.
  13. Проверяем, как перемещаются щетки в держателях. Они должны легко перемещаться, без заеданий. Также проверяем крепление держателей щеток. Важно, чтобы они были закреплены прочно и надежно.
  14. Необходимо, чтобы держатели щеток не имели замыкания на «массу». Это можно проверить контрольной лампой.
  15. Динамометром проверяем усилие пружин, которые прижимают щетки стартера. Для этого вставляем якорь в крышку стартерного устройства со стороны привода, монтируем корпус и щеткодержатель. Вставляем в щеткодержатели щетки. В момент, когда пружина отрывается от щетки, усилие должно составлять 9,0-11,0 Н.
  16. Омметром проверьте сопротивление обмоток втягивающего реле. Сопротивление удерживающей обмотки должно составлять 0,725-0,795 Ом, а втягивающей  — 0,52-0,59 Ом при температуре воздуха +15 — +25 градусов. Якорь реле должен легко перемещаться в корпусе.
  17. Осматриваем контактные болты крышки реле. Подгоревшие головки болтов зачистите мелкой шкуркой. Если головки сильно выгорели, разверните болты на 180 градусов, чтобы они прижимались к пластине невыгоревшей стороной. При сильном износе поверхности контактной пластины, ее можно повернуть к контактным болтам другой стороной.

Как собрать и установить стартер ВАЗ 2109

Сборка стартера выполняется в обратном порядке. При сборке выполните следующее:

  1. Выводы обмоток необходимо надежно припаять к клеммам реле.
  2. Смажьте двигательным маслом цапфы и шлицы вала якоря стартера.
  3. Далее смажьте втулки промежуточной опоры и задней крышки стартера.
  4. Затем смазываем наконечник якоря реле…
  5. …и шлицы обгонной муфты.
  6. Путем подбора регулировочных шайб регулируем осевой зазор вала якоря стартерного устройства. Он должен быть не больше 0.5 мм.
  7. Опора на рычаг монтируется выступом к якорю.
  8. Необходимо, чтобы стяжные шпильки проходили через изолирующие трубки.
  9. Когда вы будете подсоединять рычаг к наконечнику якоря, важно, чтобы язычок на этом наконечнике был направлен вниз.

Советы профи

Рекомендуем посмотреть следующий видеоролик:

Комментарии