Поворачиваемость автомобиля, избыточная или недостаточная поворачиваемость — какая степень управляемости у автомобиля

Прежде, чем пойти в автосалон, потенциальный владелец автомобиля начинает изучать имеющиеся предложения, оценивая технические характеристики разных моделей, их дизайн и стоимостные параметры. К моменту приобретения он становится фактически профессионалом в оценке автомобилей, свободно разбираясь в вопросах мощности силового агрегата и преимуществ полноприводных автомобилей перед образцами с одним задним либо передним приводом. Но, такие показатели, как недостаточная либо избыточная поворачиваемость транспортного средства, как правило, не указываются в технических характеристиках. Вместе с этим, данные значения в определенной степени характеризуют маневренность и устойчивость легкового автомобиля. Об этом далее в статье.

Поворачиваемость автомобиля, что это такое

Автомобилисты, постоянно отслеживающие сведения о новинках автомобильной промышленности, не редко при просмотре результатов различных тест-драйвов сталкиваются с таким термином, как «поворачиваемость» автомобиля, причем она бывает как избыточной, так и недостаточной. Само название звучит немного странно для слуха неопытного автолюбителя, считающего, что транспортное средство либо может поворачиваться, либо нет — при проблемах с рулевым управлением. Но данный термин носит немного другое значение, и рулевое управление имеет к нему лишь опосредствованное отношение.

Понятие «поворачиваемость» транспортного средства характеризует степень управляемости автомобилем в условиях уменьшения сцепления покрышек с грунтом. Автовладельцы, которые соблюдают режим езды, избегают крутых поворотов, интенсивных разгонов и торможений, вряд ли когда-то столкнутся с такой проблемой. Помимо этого, автоматические современные системы стабилизации, а также средства безопасности, которыми оборудуются последние модели легкового транспорта, способны предотвращать полную потерю сцепления шин с дорожным покрытием. Но ни один автовладелец не застрахован от заноса и соответствующей данной ситуации потери управляемости. Именно поэтому любой водитель хотя бы теоретически должен знать, чем ему грозит изменение уровня управляемости автомобилем.

Избыточная поворачиваемость автомобиля

Избыточная поворачиваемость — проявление частичной либо полной потери управляемости транспортным средством, появляющееся в результате уменьшения сцепления шин заднеприводных колес с дорогой. С такой ситуацией, как правило, сталкиваются обладатели заднеприводных легковых автомобилей, оборудованных высокомощным двигателем. У автолюбителей бытует шутка, что «избыточная поворачиваемость вызвана желанием задних колес транспортного средства догнать передние». Помимо этого, избыточной поворачиваемостью, созданной искусственным образом, пользуются профессиональные гонщики во время преодоления на автотреке крутых виражей, а также каскадеры, с целью продемонстрировать эффект дрифта.

Физика появления такого явления довольно проста. Во время резкого нажатия на газовую педаль на валу мотора скачкообразно возрастает крутящий момент, и колеса не могут с пользой его погасить при контакте с дорогой. В результате низкого сцепления покрышек с трассой колеса пробуксовывают и энергия от их кручения поворачивает транспортное средство в противоположном вектору поворота направлении. Проще говоря, заднеприводный силовой агрегат стремится развернуть автомобиль в противоположном поворотному маневру направлении. Аналогичная ситуация создается и при экстренном торможении либо во время полного сброса газа на повороте.

Недостаточная поворачиваемость автомобиля

Недостаточная поворачиваемость легкового автомобиля наступает, как правило, во время скольжения передних колес автомобиля при преодолении крутого поворота на высокой скорости. Аналогичный эффект появляется при резком торможении транспортного средства на поворотной части дороги. Недостаточная поворачиваемость проявляется в виде невозможности изменить траекторию езды автомобиля при повороте рулевого колеса.

Для предотвращения заноса следует в первую очередь соблюдать режим езды, не превышая скорость на тех участках трассы, на которых предусмотрены скоростные ограничения. Как свидетельствует статистика ДТП, обычно аварии, которые вызваны недостаточной управляемостью либо ее потерей, обусловлены превышением скорости на дорогах, где это запрещено. Особое внимание скорости езды транспортного средства необходимо уделять на мокрой дороге либо при ее обледенении (гололед).

Если автомобиль показывает ухудшение поворачиваемости, транспортное средство стало терять управление в результате потери сцепления шин с дорогой, автомобилисту нужно либо медленно отпустить педаль акселератора, либо снизить интенсивность торможения. Во время поворота, если позволяет дорога, в условиях вхождения на криволинейный участок дорожного полотна, желательно снизить угол поворота колес. Конечно, не всегда это даст возможность решить проблему, но всегда лучше попробовать выйти из полуаварийной ситуации, чем бездействовать. Помните, уменьшение скоростного режима либо интенсивности торможения нужно производить плавно. Если действовать резко, эффект может быть противоположным.

Нейтральная степень поворачиваемости автомобиля

По сути, поворачиваемость — это показатель, свидетельствующий о поведении транспортного средства в повороте. Нейтральная степень поворачиваемости — середина между избыточной и недостаточной поворачиваемостью. Ситуация, при которой обе оси одновременно теряют сцепление. Для автогонщика это является наиболее удачной ситуацией. В данном случае транспортное средство, не меняя курса, скользит к наружной стороне поворота.

Как определяют степень поворачиваемости автомобиля, на что обращают внимание

При избыточной поворачиваемости транспортное средство поворачивает глубже и быстрее, чем предполагалось поворотом руля.

Недостаточная поворачиваемость выражается в несущественной реакции и слабом изменении курса автомобиля в ответ на идентичный поворот рулевого колеса.

При нейтральной степени поворачиваемости автомобиль проходит поворот в точности по траектории, заданной поворотом рулевого колеса.

Почему заднеприводные машины склонны к недостаточной поворачиваемости

Заднеприводные автомобили потенциально склонны к недостаточной поворачиваемости. Вопреки дополнительному подруливанию, кривизна поворота повышается недостаточно. Задние колеса имеют склонность к отставанию и прохождению поворота по дуге с более коротким радиусом. Передний мост сцепляется с поверхностью дороги хуже заднего.

Почему переднеприводные машины имеют избыточную поворачиваемость

Переднеприводные автомобили, вследствие изменения наклона осей поворотных колес, имеют склонность к избыточной либо повышенной поворачиваемости. С помощью функции ведущей-тянущей пары более нагруженный передок способен изменять наклон колес в область условного центра дуги поворота и быстрее набирать требуемую кривизну движения.

Отчего зависит поворачиваемость автомобиля

На практике поворачиваемость автомобиля зависит от ряда факторов:

  1. Величины угла кастора.
  2. Угла установки сход-развала передних колес.
  3. Направления реакции подвески и покрышек на поперечный крен автомобильного кузова.

Положительный угол сход-развала при повороте компенсирует вызванное боковой силой смещение. Крен кузова вынуждает стойку выворачивать передние и задние колеса по соответствующей дуге с внутренней стороны, тем самым резко увеличивая радиус кривизны траектории езды автомобиля.

Каким образом автопроизводители достигают уменьшения поворачиваемости автомобиля

При проектировании транспортного средства в его конструкцию стандартными методами укладываются нормы недостаточной поворачиваемости. В результате этого усилие на рулевом колесе выше и, следовательно, чувствительность к неровностям на дороге либо ошибкам управления существенно меньше.

Для начала в оптимальных пределах выбирается угол кастора, обычно не больше 1,6о. В условиях более высоких углов подвеска передних колес автомобиля требует использования специальных компенсационных механизмов. Однако такие решения тоже имеют место, к примеру, в автомобилях компании Mercedes-Benz кастор способен достигать 10-12о.

Следующий способ избавления от излишней поворачиваемости — уменьшение высоты положения центра тяжести с одновременным уменьшением клиренса автомобиля и увеличением радиуса колес.

Если конструкцией автомобиля было невозможно произвести приведенные выше мероприятия, применяли более радикальный способ. Ради увеличения управляемости автомобиля приходилось жертвовать комфортом и монтировать более жесткие амортизаторы и пружины. Вдобавок повышенная жесткость подвески предупреждала поперечное и продольное раскачивание кузова на больших скоростях и даже давала возможность входить в поворот при помощи искусственно вызванного заноса, что увеличивало маневренность транспортного средства даже с недостаточной поворачиваемостью.

Почему у автомобиля с пробегом повышается поворачиваемость

В автомобилях с большим пробегом избыточная поворачиваемость вызвана не конструктивными дефектами автомобиля, а существенным износом главных узлов подвески, в частности пальцев, шаровых опор, а также поворотных шарниров рулевых реек.

Помимо перечисленного, на повышенную поворачиваемость существенно влияет уменьшение жесткости рессор, пружин, деформация балки поперечного стабилизатора.

Как снизить поворачиваемость

Существует несколько способов снижения поворачиваемости:

  1. Путем замены штатных амортизаторов на усиленные вариации.
  2. Снижение высоты клиренса с помощью установки более жестких и коротких пружин.
  3. Проверка и восстановление эффективной работы рулевого механизма с рейкой и редуктором.

Стоит отметить, что использование покрышек большего диаметра, нежели предусмотрено штатной комплектацией, прибавляет автомобилю поворачиваемость, если не применялись дополнительные проставки, которые увеличивают ширину колеи автомобиля.

Совет профи: рекомендации водителю при потере управляемости автомобиля

  • В условиях заноса и проскальзывания колес автомобиля всячески избегайте панического состояния.
  • При первых признаках потери управляемости избегайте крутого выворачивания руля, резкого сброса газа и нажатия в пол тормозной педали.
  • Медленно снижайте обороты силового агрегата, плавно отпуская газовую педаль.
  • При заносе руль должен находится в таком же положении, как и в самом начале потери сцепления шин с дорогой.

Комментарии