Ремонт расширительного бачка автомобиля, как работает расширительный бачок автомобиля, как склеить пластиковый расширительный бачок автомобиля

Как и любой ДВС, автомобильный мотор в ходе работы нагревается, поэтому необходимо постоянно охлаждать его. Для этого в конструкции автомобиля предусмотрена система охлаждения. По принципу действия они бывают двух типов: воздушные и жидкостные. Жидкостные получили наибольшее распространение, хотя они более сложны конструктивно. Воздушные системы при своей простоте гораздо больше склонны к перегреву.

Так как все моторы на сегодняшний день функционируют с жидкостным охлаждением, в двигательном отсеке любого автомобиля расположена небольшая пластиковая емкость с крышкой, которая предназначена для заливки антифриза. Ее называют расширительным бачком. У разных двигателей объем расширительного бачка варьируется в пределах 1.5-8 литров. Об этом далее в статье. 

Расширительный бачок автомобиля, где установлен, зачем нужен

Зачем нужен расширительный бак? Суть в том, что любые жидкости при нагревании увеличиваются в объеме. Таким образом, при нагревании воды до 100 градусов по Цельсию ее объем возрастёт на 4.5%, тосола и антифриза — до 6%. Чтобы ОЖ при нагревании не выплескивалась из системы, требуется расширительный бачок, который является своего рода компенсатором или буфером.

В прошлом веке под капотом не было расширительных бачков, так как в качестве ОЖ применялась обычная вода, а в роли компенсатора выступал верхний бак радиатора, который не доливался «под завязку». Когда появились охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, то есть антифризы, у которых коэффициент объемного расширения больший, нежели у воды, появились дополнительные расширительные баки, чтобы не пришлось увеличивать радиатор.

Так, расширительный бак (далее РБ) предназначен, чтобы компенсировать объемное расширение ОЖ при увеличении ее температуры. Расположен РБ в двигательном отсеке так, чтобы уровень жидкости находился приблизительно на середине высоты бака. При этом жидкости в баке и радиаторе находятся на одном уровне. Так как РБ находится выше радиатора, роль заливной горловины отыгрывает крышка РБ.

Как работает расширительный бачок автомобиля

Состоит расширительный бак из крышки, полипропиленового корпуса и двух патрубков для подключения шлангов жидкостной системы. При помощи нижнего шланга устройство подсоединяется к охлаждающей магистрали, а верхний отводит из системы пары и воздушные пузыри. На современных моделях не редко монтируются поплавковые датчики уровня охлаждающей жидкости.

Для данной опции РБ сверху оборудуется еще одной горловиной, которая предназначена для монтажа датчика. На боковой стороне емкости находятся контрольные риски: от нижней min и до верхней max. В данном промежутке и должен находиться уровень ОЖ.

Чтобы понять, как работает устройство, рассмотрим температурные режимы функционирования современных двигателей. Как видите, моторы функционируют в условиях критических температур.

Температура мотора Рабочая температура Кратковременно
80-100 °C 120-125 °C
Температура закипания жидкостей (при атмосферном давлении) антифриза 120 °C
тосола 105-110 °C
воды 100 °C

Для поднятия планки допустимой температуры конструкторы увеличивают давление в ОЖ, за счет чего увеличивается температура ее закипания. Для этого систему герметично закрывают, и поддерживают в ней избыточное давление. Для различных моторов данная величина варьируется в пределах 0.1-0.5 бар.

Одновременно с этим недопустимо и существенное разрежение в свободном пространстве расширительного бака, так как будет происходить подсасывание воздуха в систему, что приведет к возникновению воздушных пробок, которые затрудняют циркуляцию ОЖ и способны привести к перегреву ДВС. Давление ОЖ поддерживает специальный регулятор, который находится в заливной крышке.

Кроме защитной функции, крышка РБ еще выполняет задачу регулятора давления. Для этого в крышке собраны два клапана: вакуумный и предохранительный. Последний являет собой резиновую подпружиненную диафрагму, прижимаемую снаружи и срабатывающую, когда давление будет превышать усилие пружины. Вакуумный же состоит из шайбы из резины с малой пружиной, которая установлена внутри большой.

Расширительный бачок автомобиля: причины поломок пластикового расширительного бачка

В ходе эксплуатации автомобиль и его отдельные компоненты приобретают разные дефекты. РБ тоже подвержен поломкам, которые приводят к его разгерметизации с дальнейшим вытеканием ОЖ в результате таких причин:

  • Удары и прочие механические воздействия.
  • Долгое нахождение в баке кипящего антифриза.
  • Пластик, из которого емкость изготовлена, имеет недостаточную толщину, что приводит к растрескиванию стенок.
  • Увеличение давления в охладительной системе.

При возникновении выброса тосола нужно определить место появления течи и выполнить ремонт расширительного бака.

Способы ликвидации трещин расширительных пластиковых бачков

В ходе эксплуатации бака пластик претерпевает многократные деформации: расширение и сужение из-за перепадов температурного режима. Функционирование в условиях предельных значений давления и температуры влечет за собой растрескивание материала.

Пластик, который применяется при изготовлении РБ, не способен вступить в реакцию с клеем любой марки, из-за чего невозможно выполнить качественное склеивание. Наиболее широкое использование у автомобилистов нашли такие способы ликвидации трещин:

  • Заклеивать места разгерметизации специальным герметиком, холодной сваркой, эпоксидной смолой.
  • Запаивать щели в корпусе РБ с помощью арматурной металлической сетки.

Эпоксидная смола и холодная сварка используются для заделывания щелей в баке на короткое время, к примеру, чтоб добраться до СТО или гаража.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

Для демонтажа РБ потребуются такие материалы и инструменты:

  1. Емкость для слитой ОЖ.
  2. Набор гаечных ключей.
  3. Отвертка.

Демонтаж расширительного бачка автомобиля (пошагово)

Порядок работ:

  1. В первую очередь ослабьте крепежные приспособления, которые удерживают пластиковую емкость.
  2. Слейте ОЖ
  3. Отсоедините шланги и патрубки
  4. Демонтируйте бачок.
  5. Отыщите на корпусе проблемное место.

Как запаять трещину в пластиковом бачке (подробно)

Порядок работ:

  1. С помощью салфетки тщательно зачистите пластик в месте трещины от остатков тосола.
  2. Обезжирьте место проведения сварки ацетоном либо растворителем, высушите.
  3. Вырежьте полоску латунной сетки, которая состоит из мелких ячеек, по длине повреждения.
  4. Наложите на заделываемый стык сетчатую заплату.
  5. Равномерно припаяйте сетку к краям стыка, чтобы по всей площади сетки образовался армированный слой.
  6. Выполняем шлифовку шва.
  7. Наносим шпатлевку, грунтовку и выполняем окрашивание.

Каким герметиком можно устранить течь в пластиковом бачке

Для проведения пайки применяется паяльник мощностью не меньше 40 Вт. При отсутствии металлической сетки и паяльника мастера применяют для ремонта корпуса бака специальный красный герметик полиадгезив для пластика Done Deal.

Данное средство имеет высокую термостойкость и устойчивость к влиянию масляных жидкостей. Перед тем, как нанести полиадгезив на место дефекта, нужно выполнить тщательные операции по зачистке и обезжириванию, а также удалению следов веществ, применяемых ранее.

Советы профи

Рекомендуем посмотреть следующее видео:

Комментарии