Сцепление, как заменить диск сцепления ВАЗ своими руками, возможные неисправности сцепления

Сцепление — главный механизм трансмиссии автомобиля, который позволяет нам, не останавливая силовой агрегат, плавно стартовать с места и изменять интенсивность езды, на ходу переключая передачи. Однако в условиях интенсивной эксплуатации транспортного средства могут возникнуть разные неисправности сцепления, которые мы рассмотрим в данной статье. 

Содержание

Сцепление, устройство и принцип действия

Основные элементы сцепления:

  • Корзина (кожух сцепления) — крепится к маховику и объединяет все элементы сцепления.
  • Нажимной диск — прижимает ведомый диск к маховику.
  • Ведомый диск — плавно соединяет маховик силового агрегата с ведущим валом КПП.

Во включенном, рабочем положении, при отпущенной педали сцепления, ведомый диск является зажатым между маховиком и нажимным диском. Крутящий момент передается на ведущий вал благодаря воздействию на ведомый диск сил трения.

Когда водитель нажимает на педаль сцепления, в кожухе сцепления перемещается тросик привода и рычаг поворачивается относительно места крепления. В это время свободный конец вилки оказывает воздействие на выжимной подшипник, а он, в свою очередь, перемещаясь к маховику, оказывает воздействие на пластины, которые отодвигают нажимной диск. В это время ведомый диск освобождается от усилий, прижимающих его к маховику, и сцепление отсоединяется.

Водитель выполняет переключение передачи, и, отпуская педаль сцепления, снова включает сцепление маховика с ведомым диском. Сцепление включено.

Сцепление ВАЗ 2110, особенности устройства

К специфическим особенностям структуры данного агрегата относятся:

Нажимной диск сцепления ВАЗ
  • Характерное строение пружины диафрагмы, гарантирующее понижение усилий для выключения сцепления. Это создает оптимальные условия для вождения автомобиля на высоких и средних оборотах, а также воздействует на преобразование усилий на педали сцепления в зоне полного/неполного запуска. Данная конструктивная особенность позволяет малоопытному водителю мягко начинать езду, снизив уровень усталости в условиях поездок в городе, где приходится часто включать сцепление.
  • Рациональный выбор количества лепестков, формы пружины диафрагмы, правильное строение пружинных опор, что при производстве подвергается обязательному контролю.
  • Нелинейные свойства пружины точно просчитаны, учитывая сохранение деталей автомобиля: если сцепление начинает проскальзывать, то это происходит незадолго до максимально допустимой меры износа фрикционных накладок. Так диск сцепления и маховое колесо защищены от повреждения об заклепки накладок.
  • Механизированная отделка заготовок-болванок основного диска из чугуна, производящаяся для оптимизации фрикционных и износостойких свойств. Их обрабатывают на высокоточных токарных полуавтоматах с последующим контролем качества рабочей поверхности.
  • За счет специального конструирования амортизационной пластины и применения пружин разной жесткости, погашение вращательных изменений происходит в несколько этапов, что дает возможность снизить уровень рывков и усилить мягкость при включении сцепления.
  • Для создания фрикционных накладок применяется сырье с нитями из углерода и армированной добавкой, что повышает стойкость к постоянному трению, износу и центробежным нагрузкам.
  • Элементы корпуса сцепления подвергаются фосфатному напылению с целью повышения устойчивости к коррозии.
  • Выполнение контрольных динамических и статических балансировок дисков сцепления обусловило формирование окончательной стоимости данного узла.

Диск сцепления, как его выбрать, на что обращать внимание

Ведомый диск сцепления:

  1. Поверхность фрикционных накладок должна быть однородной, без трещин, грубой шероховатости, задиров и сколов. Замасливание накладки либо наличие пятен прочих жидкостей категорически не допускается. Данные требования многие производители дешевых либо «левых» дисков выполнить не в состоянии, поскольку качественная накладка — самая дорогостоящая деталь.
  2. Осматриваем качество клепки как клепок пластин демпфера, так и маленьких заклепок диска (ведомого) с фрикционными накладками. Необходимо, чтобы отбортовка каждой заклепки была строго идентична иным и имела по краям равномерный расклеп. Категорически не допускается люфтов или смещений фрикционных накладок и демпферных пластин относительно друг друга. Что касается пружин в демпфере, то они тоже не должны люфтить. Эти показатели говорят о хорошем оснащении, на котором выполнялась сборка ведомого диска, чего не могут позволить себе производители дешевых либо «левых» дисков.
  3. На рабочих шлицах в ступице не должно быть задиров и повреждений. Допускается присутствие следов масла.
  4. Посмотрите на маркировку на демпферной пластине. Большинство изготовителей предпочитают наносить свой товарный знак именно сюда. Это может быть лазерная маркировка, голограмма, клеймо или выштамповка фирменного знака. И хотя этот способ маркировки используют не все изготовители, все же следует обратить на это внимание.

Нажимной диск сцепления:

  1. Необходимо проверить качество клепаных соединений пластин, которые находятся по периметру корзины. Как уже говорилось, заклепки должны иметь симметрические отбортовки, выглядеть аккуратно и быть идентичными друг другу, что исключает кустарно-гаражную сборку и говорит о серьезном производстве.
  2. Проверьте юбку кожуха корзины. Кожух нажимного диска на серьезном производстве, как правило, изготавливается методом штамповки. Поэтому наличие на юбке (отбортовках) заусенцев, задиров, срезов либо царапин не допускается. Присутствие заусенцев в отверстиях тоже не допускается.
  3. Особое внимание обратите на литой диск сцепления, находящийся с противоположной стороны корзины. Зеркало диска должно быть высококачественным. Если качество зеркала высокое, значит риск купить поддельный диск очень мал. Присмотритесь, чтобы на нем не было даже малейших неровностей, микротрещин и раковин. Данный показатель говорит о соответствии марки чугуна, использованного при литье диска, и использования высокотехнологичного оснащения при его обработке.

Лучшие производители дисков сцепления для ВАЗ 2110, топ 10 лучших производителей

  1. ВИС — Россия.
  2. SACHS — Германия.
  3. LUK — Германия.
  4. HOLA — Нидерланды.
  5. VALEO — Франция.
  6. Starco — Турция.
  7. PILENGA — Италия.
  8. QML — Германия.
  9. FINWHALE — Германия.
  10. MAPA — Турция.

Возможные неисправности сцепления

  • Сцепление транспортного средства не включается полностью и пробуксовывает. Как результат, переключить передачу или очень сложно, или невозможно вообще, особенно заднюю и первую.
  • Во время резкого нажатия на педаль сцепления двигатель начинает набирать обороты, однако автомобиль не разгоняется. Такая ситуация особенно опасна при обгоне, когда автомобилист, не зная о проблемах со сцеплением, пытается обогнать транспортное средство, идущее впереди.
  • При трогании наблюдаются рывки.
  • Сцепление полностью не выключается, а во время переключения передач слышен специфический хруст.
  • При езде машина дребезжит, шумит или стучит, а во время включения сцепления звуки лишь усиливаются.

если ведет сцепление, причины и как исправить

Переключение передач при этом всегда затруднено, особенно заднего хода и первой передачи. Помимо этого, при включении слышен специфический шум. При этом коробка передач полностью исправна.

Наиболее распространенной причиной является неправильная регулировка сцепления. В данном случае необходимо заменить деформированную вилку и отрегулировать привод сцепления.

Крепление троса сцепления

Еще одна причина — заедание тросика привода сцепления. В этом случае следует смазать тросик сцепления двигательным маслом либо иным средством. Если это не поможет, и тросик будет очень разлохмачен, выполните его замену.

Коробление ВД сцепления или ослабление заклепок ФН. В данном случае поможет лишь замена диска.

Наличие задиров на поверхности маховика. В этом случае необходимо заменить маховик, если наблюдается неравномерный и сильный износ. Но если поврежден нажимной диск, придется менять корзину.

Маховик сцепления

Заедание ступицы ведомого диска. Это достаточно распространенное явление и в данном случае поможет следующее: очистите шлицы от мелких повреждений и грязи (применяется надфиль). При существенном износе поменяйте диск сцепления. Иногда меняется первичный вал коробки передач, а не сам диск.

Коробление или перекос НД. На поверхности нажимного диска могут быть элементы перекоса и коробления. В данном случае придется менять корзину сцепления.

Износ лепестков пружины. Опять же ничего, помимо замены корзины, в этом случае не поможет.

Лепестки корзины сцепления

сцепление буксует, полностью не включается, причины и как исправить

Сцепление включается не полностью или пробуксовывает. Силовой агрегат начинает набирать обороты, но транспортное средство не разгоняется. Это особо заметно ощущается на подъемах и при движении в гору. При этом водитель даже может ощущать запах фрикционных накладок. Также существенно увеличивается расход топлива. Такое может происходить в результате следующих неисправностей:

  1. Замасливание накладок, нажимного диска или маховика.
  2. Сильно пригореты либо изношены фрикционные накладки диска.
  3. Поврежден привод сцепления.

Замасливание. В данном случае возьмите бензин либо уайт-спирит и тщательно промойте данным средством замасленные поверхности. Если ведомый диск замаслен очень сильно, желательно заменить его, поскольку очистка здесь уже не поможет. Помимо этого, необходимо устранить причину замасливания (может обнаружиться утечка смазки через сальники двигателя либо коробки передач).

Пригорание либо износ ФН (фрикционных накладок). Если фрикционные накладки имеют признаки пригорания или износились, замените ведомый диск, поскольку ничто другое не сможет помочь.

Привод сцепления. Если привод сцепления заедает или поврежден, необходимо устранить причину заедания. Если это невозможно, замените привод.

сцепление работает рывками, причины и как устранить

Износ фрикционных накладок

Существует несколько причин, из-за которых сцепление может работать рывками.

Заедает тросик привода. В данной ситуации смажьте трос двигательным маслом, а если это не помогло, замените его.

Заедание ступицы ВД на шлицах. Очистите шлицы от мелких повреждений (с помощью напильника) и грязи. При существенном износе необходимо заменить ВД либо первичный вал. Перед сборкой ступицы не забывайте о нанесении на шлицы смазки. Для этого идеально подойдет ШРУС-4.

Ослабление накладок и деформация ВД. Для устранения проблемы замените ВД. Ведомый диск меняют и при существенной осадке пружин гасителя, потере упругости пластин, износе окон подпружины и так далее. Если наблюдается замасливание ФН либо задиры на маховике, замените корзину.

при выключении сцепление создает повышенный шум, причины и как устранить

Если вы слышите сильный шум при включении сцепления, это говорит об утечке смазки или износе подшипника. В этом случае необходимо заменить подшипник.

шумит сцепление при включении, причины и как устранить

Причина — поломка или существенная осадка пружин гасителя, износ окон подпружины. В этом случае замените ВД. Помимо того, в таком случае причина может быть обусловлена деформацией ведомого диска либо ослаблением крепления фрикционных накладок, что устраняется путем замены ВД.

сцепление резко отключается при длительной работе, причины и как устранить

Иногда, при долгой работе, сцепление может резко выключаться в результате заедания выжимного подшипника на направляющей втулке КПП. Решить проблему можно заменой изношенных элементов.

тугое сцепление, причины и как устранить

Причин такой поломки несколько. Наиболее распространенные из них — заедание троса либо рычага, износ подшипника вилки. Проблема решается устранением причины заедания и заменой изношенного подшипника.

сцепление пропадает, причины и как устранить

  • Порвался тросик сцепления. Для устранения проблемы необходимо заменить тросик.
  • Слетела или лопнула возвратная пружина. Если пружина слетела, верните ее на место, если же лопнула — замените.
  • Сломалась вилка включения сцепления. Ее придется заменить.
  • Попадание воздуха в систему гидропривода. В данном случае поможет лишь прокачка сцепления.
  • Педаль сцепления провалилась, однако включить сцепление кратковременно удается лишь резким нажатием на педаль. В таком случае виной всему является главный цилиндр сцепления — износ или дефект манжеты ГЦС, дефекты зеркала. Решить проблему можно заменой главного цилиндра.

Как заменить диск сцепления

Итак, приступаем к замене диска сцепления. Для уменьшения трудоемкости замену будем выполнять без демонтажа коробки.

подготовительные работы

  1. Загоните автомобиль на эстакаду или смотровую яму.
  2. Отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.

демонтаж (пошагово)

  1. Снимите рабочий цилиндр сцепления.
  2. Отцепите кардан от коробки передач.

    Снимаем карданный вал
  3. Выкрутите тросик спидометра.
  4. Отсоедините от контактной группы на КПП провода фонарей заднего хода.
  5. Отсоедините от блока цилиндров картер сцепления и поперечину задней опоры силового агрегата от кузова.

замена сцепления (пошагово)

  1. Отверните крепежные гайки опоры КПП, сдвиньте ее назад, чтобы рукоятка переключения передач уперлась в заднюю часть отверстия пола. Под заднюю часть коробки подставьте надежную подпорку, а передняя ее часть будет удерживаться глушителем.
  2. Удерживая маховик монтажкой, отверните крепежные болты кожуха сцепления, проворачивая коленвал для доступа к ним.
  3. Отодвиньте корзину сцепления и снимите отработавший ведомый диск. Вместо него поставьте новый. Перед монтажом маховик и новый диск протрите смоченной в бензине ветошью.

    Диск сцепления

регулировка сцепления

Установленный диск отрегулируйте относительно центра подшипника в торце коленвала. Не забудьте после сборки отрегулировать свободный ход педали сцепления. Как это сделать, вы можете узнать из данной статьи https://prosedan.ru/regulirovka-hoda-pedali-scepleniya-regulirovka-hoda-pedali-scepleniya-vaz-svoimi-rukami.

Советы профи

Сцепление ВАЗ 2110

Как видите, замена диска сцепления — несложная процедура, легко выполнимая автолюбителем в домашних условиях. Больше о замене диска сцепления на автомобилях ВАЗ вы можете узнать из видео.

Комментарии