Стабилизатора поперечной устойчивости, замена втулок стабилизатора поперечной устойчивости своими руками

Подвеска любого транспортного средства всегда первой принимает удар от неровностей на дороге. Для оптимального восприятия данных неровностей она оснащена упругими элементами, которые с помощью поперечной балки, перераспределяя принятые усилия, смещают колеса. Эта система, которая состоит из рычагов и балки, называется стабилизатором поперечной устойчивости. Ее назначение — поддерживать устойчивость автомобиля при поворотах или прочих внешних усилиях. 

Подвеска автомобиля, устройство и принцип действия

Общими элементами для всех типов подвесок являются:

  1. Компоненты распределения направления силы.
  2. Компоненты обеспечения упругости.
  3. Компоненты стабилизации поперечной устойчивости.
  4. Гасящий компонент.
  5. Крепеж.

Компоненты обеспечения упругости являются своеобразным буфером между кузовом транспортного средства и неровностями дороги. Сюда относятся торсионы, рессоры и витые пружины. Пружины бывают с переменной жесткостью и постоянной. Рессоры являют собой набор упругих полос из металла, которые стянуты своеобразной «стремянкой» и имеют разную длину. Торсионы являют собой металлическую трубу, в которой находятся стержни, функционирующие по принципу скручивания.

Существует еще один тип компонентов упругости — гидропневматический и пневматический. Первый являет собой симбиоз сжатого воздуха и рабочей жидкости в одной камере, которая разделена перегородкой, а действие второго основывается на свойствах сжатого воздуха.

Компоненты распределения направления силы одновременно служат для крепления подвески к автомобильному кузову, передачи на кузов силы и корректного расположения колес автомобиля относительно кузова по горизонтали и вертикали. К данным компонентам относятся сдвоенные рычаги, рычаги продольной и поперечной установки.

Гасящие компоненты (амортизаторы) предназначены для противодействия компонентам упругости, а именно для сглаживания колебаний. Конструктивно амортизаторы выполнены в виде трубы из металла с крепежными элементами и применяют принцип гидравлического сопротивления. Существует два типа амортизаторов — однотрубные и двухтрубные. По способу действия амортизаторы бывают масляные, газомасляные и пневматические.

Компоненты стабилизации поперечной устойчивости — штанга с опорами крепления к автомобильному кузову, которая соединяет рычаги противоположных колес. Компоненты предназначены для уменьшения крена и распределения боковой нагрузки автомобиля на поворотах.

Крепление компонентов подвески транспортного средства к кузову и опорам колеса выполняется с помощью болтовых соединений, шаровых опор и сайлент-блоков (резинометаллических втулок).

Стабилизатор поперечной устойчивости, место установки, устройство, возложенные задачи

Стабилизатор поперечной устойчивости можно легко увидеть, если поставить автомобиль на смотровую яму или загнать на подъемник. На переднем мосту, среди амортизаторов, пружин и других рычагов вы заметите изогнутый стальной прут, который одним своим плечом крепится к ступице колеса, а другим — к подрамнику. Крепления стабилизатора не являются жесткими и дают ему возможность перемещаться по оси в одной плоскости.

Принцип действия стабилизатора основан на перераспределении веса кузова транспортного средства по колесам в условиях появления крена. К примеру, во время резкого изменения траектории езды и прохождения поворотов с небольшим радиусом.

Втулки стабилизатора, почему они разрушаются, признаки разрушения

Для максимально лучшего гашения вибрации, а также силовых воздействий, которые идут на кузов транспортного средства, подавляющее большинство компонентов подвески соединяется посредством упругих элементов. Это касается и стабилизатора поперечной устойчивости. Для его крепления применяются специальные втулки (подушки, резинки) из полиуретана или прочной резины.

Под влиянием времени и множества факторов, таких как плохое состояние дорожного полотна, использование агрессивных реагентов, стиль вождения и так далее, данные втулки могут начать разрушаться. В результате этого работа стабилизатора становится неудовлетворительной. Также могут начать возникать более серьезные дефекты.

Первый симптом, предвещающий замену втулок — легкое стучание подвески. Такой стук может также слышаться при «уставших» амортизаторах. Однако в случае с втулками он будет слышен не только на ухабах и ямах, а и при вхождении в крутые повороты. Транспортное средство при этом не редко ощущается излишне вялым и валким. Возникший стук будет результатом появившегося люфта в соединительных агрегатах рычагов стабилизатора из-за износившихся втулок.

Опасность эксплуатации автомобиля с неисправными втулками стабилизатора

Если не принять меры вовремя, в дальнейшем стуки только усилятся и будут постоянно сопровождать работу подвески в результате нарастающего разрушения и деформации втулок. Может возникнуть чрезмерный люфт руля и поперечная качка кузова. Возможно «рыскание» транспортного средства не только при поворотах, а и в случае перестроения или торможения. Автопроизводители, как правило, рекомендуют менять втулки через каждые тридцать-сорок тысяч пробега. Но в наших условиях желательно ориентироваться на их износ. Поэтому внезапно появившийся легкий дребезг и стук при поворотах будут явными симптомами близящейся замены элементов.

Как проверить качество втулок

Существует народный способ проверки втулок стабилизатора на исправность. Необходимо проехать лежачего полицейского «наискосок» на второй передаче. В районе педалей появился глухой стук — вероятнее всего, втулки износились. Еще можно просто залезть под автомобиль и самому посмотреть все. На изношенной втулке будут заметны трещины и потертости, которые характерны для растрескавшейся и изношенной резины. Иногда автомастера еще называют такие трещины «ромашками».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кроме того, резина втулок может попросту задубеть и потерять требуемую упругость. Если не получается нормально рассмотреть втулки, покачайте рукой сам стабилизатор. Наличие люфта, скрипов и стуков в нижней части подвески указывает на то, что втулки стабилизатора пришли в негодность.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

  1. Накидная головка.
  2. Вороток.
  3. Трещотка с удлинителем.
  4. Рожковый и накидной ключи.

Замена втулок поперечной устойчивости своими руками (пошагово)

  1. Необходимо вывесить автомобиль на домкратах и надежно зафиксировать.
  2. Далее снимите колеса.
  3. Демонтируйте защиту картера и подкрылки.
  4. Приподнимите нижний рычаг при помощи домкрата или поставьте под него упор. В случае замены втулок со стороны обеих колес, желательно поставить упоры под ось передних колес или воспользоваться домкратом. Это нужно для снятия нагрузки с балки стабилизатора и облегчения дальнейшей замены втулок.
  5. Затем ослабьте крепления стабилизатора к подрамнику или кузову (с двух сторон). Если возникнут трудности с болтами в результате их окиси и загрязнения, обработайте их «вэдэшкой» либо прочим подобным раствором, чтобы облегчить их откручивание.
  6. Снимите крепление втулки и саму втулку. На сегодняшний день втулки зачастую делают разрезными, что существенно облегчает процедуру их демонтажа.
  7. Возьмите новую втулку и установите на место старой. Хорошо вымойте и протрите посадочное место элемента на стабилизаторе. Также можно немного намылить втулку, чтобы было удобнее ее двигать или же воспользуйтесь специальной смазкой, которая не редко идет в ремкомплекте.
  8. Закрутите крепежные болты хомута втулки.
  9. Уберите домкрат из-под рычага и установите колесо.

Советы профи

Следует понимать, что устройство подвески на различных автомобилях может существенно отличаться и данная инструкция не является универсальной. Однако для общего понимания процедуры и порядка выполнения работ ее вполне достаточно.

Комментарии